Лекция # 2 Исторические типы философии и философствования


существует в «умном месте», независимо от людей и человеческого сознания, у Гегеля – надмировое сознание называется «чистым разумом», «мировым духом», под которым понимается духовное культурное наследие человечества, законы его мышления, обладающие творческой способностью и выражающиеся на самом высоком абстрактном уровне. «Мировой разум» развивается в силу присущих ему противоположностей, а свое развитие он начинает с развития абсолютной идеи.

Кроме объективных идеалистов, следует отметить позицию субъективных идеалистов, считавших, что первично сознание человека, а мир, как объективная реальность вообще не существует. Окружающий мир – лишь «комплексы наших ощущений».

Различие между объективными и субъективными идеалистами состоит в том, что для объективных идеалистов объективно, т.е. независимо от человека, существуют и надмировое сознание и реальный мир, а для субъективных – мир как объективная реальность не существует, существует только сознание человека, а мир – лишь «комплекс моих ощущений». Такую позицию в философии Ф. Энгельс назвал «скандалом», если мира как объективной реальности не существует, то и познавать человеку нечего, не познавать же ему свои собственные ощущения? Эта позиция в познании называется «солипсизмом».

Таким образом, по онтологическому критерию философы разделились на два противоположных направления – материализм и идеализм.

2. Гносеологический критерий, определяет роль и значение основных сторон познания: чувственного и рационального. В.И. Ленин в работе «Философские тетради» так характеризует процесс познания в целом: «От чувственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания истины».

Те философы, которые считали, что человек добывает свои знания только с помощью чувств, «что в нашем разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах» (Дж. Локк)  явно принижали значение разума, считая, что он вводит только в заблуждение. Этих философов называют сенсуалистами (от франц. – сенсус – чувство).

Они явно не дооценивали значения разума в процессе познания.

Рационалисты придерживались противоположной точки зрения и считали, что доверять в процессе познания можно только разуму, только разум способен познать сущность вещей и явлений, а чувственное познание дает только поверхностное знание.

Таким образом, согласно гносеологическому критерию философские школы разделились на сенсуалистические, отдававшие предпочтение чувственному познанию, и рационалистические, считавшие, что только разуму следует доверять в процессе познания.

3. По методологическому принципу философские школы разделились на метафизические и диалектические. Метафизика и диалектика только на первый взгляд противоположные методы мышления и познания, которые характеризуют познавательный процесс как таковой. Метафизик изучает