Лекция # 2 Исторические типы философии и философствования


мир так, как он существует здесь и сейчас, описывает предметы и явления, собирает и обрабатывает фактический материал. Без такого начала познавательный процесс невозможен. Когда эмпирический материал накапливается в большом количестве, его следует классифицировать, т.е. разделить по определённым критериям на группы, роды, классы. Этим занимается наука на эмпирическом уровне познания.

Теоретический анализ эмпирического уровня позволяет определить законы развития материальных и нематериальных систем, которые объясняют явления, происходящие на эмпирическом уровне познания и их взаимосвязь и взаимозависимость. В этом случае мы будем иметь дело с общими законами развития, т. е. с диалектическим методом познания. Диалектика – наука о всеобщих законах развития, она изучает мир как процесс. Разработал теорию диалектики выдающийся немецкий философ – Георг Гегель.

Таким образом, по методологическому принципу все философские школы разделились на метафизические и диалектические в зависимости от того, какие проблемы они решали, на каком уровне познания, какому методу отдавали предпочтение. Современная теория познания использует оба метода, т.к. нормальный процесс познания просто невозможен без использования обоих методов. С метафизического метода начинается процесс познания, накапливаются факты, в которых исследуются общие законы развития, они дают основание для применения диалектического метода. При всем при этом эти методы, как и все философские категории, представляют собой две противоположности.

В.И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что метафизика и диалектика – два противоположных метода познания, отражающие две концепции развития. Метафизик считает, что мир развивается по принципу увеличения или уменьшения, как движение по кругу. При этом остается в тени самодвижение, его источник и движущая сила, которые с неизбежностью переносятся во вне: таким источником выступает Бог, или субъект.

Диалектика главное внимание обращает на познание источника развития и видит его в борьбе противоположностей, как источнике саморазвития мира (природа - causa sui).

4. По отношению к существующим мировым религиям философские школы можно разделить: на буддийские, христианские, исламские. В нашу задачу не входит их изучение, ведь мы обучаемся в светском вузе, но знать, что такие философские школы существуют, мы должны.

5. По национально-историческому принципу философские школы разделились в историческом процессе в хронологическом порядке, когда на основе преемственности и взаимосвязи возникают философские учения, формирующие мировоззрение целой эпохи:

  • Античная философия – У1 в. до н.э. – 1 - Ш век н.э.,
  • Феномен философии в культурах древней Индии и древнего Китая (сУ в. до н.э.)
  • Философия Средних Веков - 1 в.н.э. – ХШ-1У века,
  • Арабо-мусульманская философия – УП-УШ – ХП века,
  • Философия эпохи Возрождения - ХШ – ХУ1 века,
  • Философия Нового Времени - ХУП -ХУШ века,