Лекция # 2 Исторические типы философии и философствования


  • Немецкая классическая философия - ХУШ - первая четверть Х1Х веков,
  • Западноевропейская философия: позитивизм О.Конта, философия эмпириокритицизма, неопозитивизм – 30г.г. Х1Х в. – ХХ век,
  • Философия марксизма - сер. Х1Х в. – конец ХХ,
  • Западноевропейская философия конца Х1Х – ХХ веков, иррациональные концепции: феноменология, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм и др.
  • Русская философия конца Х1Х - нач. ХХ веков,
  • Феномен философии в казахской культуре - ХУ -Х1Х века,
  • Западноевропейская философия ХХ - ХХ1 веков: герменевтика, постпозитивизм, постмодернизм,
  • Развитие философии на постсоветском пространстве – конец ХХ – ХХ1 век.

Таковы основные исторические этапы развития философии, отражающие мировоззрение своего времени и своего народа, в процессе которых, были выработаны многочисленные философские школы и направления, отражающие творческий поиск наиболее эффективного познавательного процесса..

2. Восточный и западный типы философствования

На Востоке философия возникла несколько раньше, чем на Западе. Она тяготела к морально-этическому направлению, к поучениям и наставлениям праведной жизни. Точное знание на Востоке развивалось отдельно от философско-религиозных умозаключений. Три обстоятельства помешали восточной философии занять лидирующее место в мире:

  1. традиционные формы хозяйствования, приведшие к застою и окостенению весь образ жизни восточных народов,
  2. мистическая и теократическая идеология, подчинившая себе не только философию, но и всю культуру Востока,
  3. оторванность философии от научного знания, что мешало эффективному развитию, как философии, так и науке.

На Востоке крупный философ выступал обычно как глашатай Бога, имя его было овеяно ореолом святости, его откровения заучивались наизусть, а сомнения в их истинности рассматривались как тяжкая ересь, как грехопадение.

Культура греков явилась условием и результатом свободного развития греческих полисов-государств. Этнический образ грека являл собой идеал гражданина, который цели государства воспринимал как личные, а свободу государства как личную свободу. Греки не имели священных книг, у них отсутствовала догматика, не было касты жрецов, что было крайне важно для зарождения и развития свободной философии. Греческая философия зарождалась и развивалась в неразрывной связи с наукой. Эллины уважали