Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


«Упанишады» являются одним из самых замечательных образцов литературного, поэтического и философского творчества народов Индии. Эти тексты создавались на протяжении 2000 лет и представляют творчество древних мыслителей Махидасы, Айтареи, Джабалы и др

.Большое место в «Упанишадах» занимают поиски первоосновы бытия, т.е. первоначала всего сущего. Мифология процесс образования мира представляет таким образом: началом начал является вода, из воды возникло «золотое яйцо», из яйца - Праджапати (владыка творений), ставший прародителем всего живого. У Праджапати возникло Желание размножаться, он разгорячил себя через Тапас (тепло, которое создает птица, когда высиживает яйца), и, погрузившись в это тепло, он сотворил землю, воздушное пространство и небо. Над этими мирами он распростерся как наседка и стал высиживать их. В результате возникли три светила: Агни – огонь, Ваю – ветер, Адити – бесконечность. В некоторых текстах Праджапати рассматривается как внутренняя творческая сила, которая обнаруживает себя в урожае, который поддерживает жизнь человека.Завершением поисков первоосновы оказались категории Брахман и Атман, представляющие центральные понятия древнеиндийской философии.

В «Упанишадах» мы находим учение о Брахмане – как Боге и о Брахмане как субстанциональном начале всего сущего. Во втором случае речь идет об отвлеченном философском начале, некоем духовном и телесном пределе.Аналогично развивается учение об Атмане, как универсальной основе, заключенной во всех творениях и сохраняющейся при всех обстоятельствах.

Брахман и Атман, как объективное и субъективное начала, отождествляются с человеческим «Я». Тем самым человек в высших своих проявлениях становится и космосом, и Богом.В «Упанишадах», видимо, уже осознается сам факт антропоморфности мира, т.е. перенесения на природу свойств человека. О чем свидетельствует отождествление Брахмана и Атмана с Пурушей, (Пуруша – первочеловек), главным символом антропоморфности природы. Очеловечивание мира становится целью мировоззрения и высшей нравственной ценностью, а растворение человеческого «Я» в Брахмане и Атмане – становится смыслом человеческой жизни.

Мировоззрение «Упанишад» не является еще личностным, оно отражает предфилософский период развития в его рассеянном состоянии.

2. Эпический период.

В этот период философия постепенно превращается в специальную науку, особую отрасль знания. В памятнике Ш-го века до н.э. «Артхашастра» говорится: «Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всяго  дела, опорой   всех установлений".  В  философии излагается рационально-логическое знание. Среди источников эпического периода следует выделить поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и свод законов Ману (1250 г. до н.э.) - этический кодекс, разъясняющий права и обязанности различных каст древнеиндийского общества.

Если в «Ведический период» речь шла, как правило, о внешних ритуалах, то в эпический период авторы рассуждают о внутреннем, духовном, самопожертвовании, как основе нравственности. А это уже свидетельство высокой степени философского мировоззрения.

3. Классический период.

Эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и классовому растянулась на многие века. Это было время кризиса родовой идеологии и родового общества, суть которого состояла в том, что в родовой организм все более внедрялась творческая деятельность человека, проявившая себя в социальной, технической и интеллектуальной жизни общества.

В области философии этот период ознаменовался появлением философских традиций и школ. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие «Вед». Различие древнеиндийских школ определялось их отношением к ведическим традициям. Окончательное закрепление мировоззренческой ценности этих школ произошло в первые века н. э., т.е. в период становления раннефеодальных отношений в Индии.

Отношение к ведическим традициям разделило философские школы Индии на две группы: те, которые признавали авторитет «Вед», назывались ортодоксальными, к ним относились: ньяя, миманса, вайшешика, санкхья, веданта и йога.

Не признавшие авторитета «Вед», назывались неортодоксальными, к ним относились: чарвака, буддизм, джайнизм. Группа ортодоксальных школ называется - астика (утверждающие), а вторая, неортодоксальная - настика (отрицающая), т.е. не признающие себя прямыми наследниками «Вед».

Даршаны, т.е. школы, первой группы обычно объединяются попарно, так как они близки по мировоззренческим принципам: ньяя – вайшешика, санкхья – йога, миманса – веданта.

Система ньяя (в переводе с санскрита – основание, правило, метод), созданная мудрецом Гаутамой во П веке до н.э., основывается на законах логики. К познанию нужно идти, считают сторонники школы, обращаясь к атману в себе, т.е. к органу чистой мысли, преследуя цель – освобождение индивидуального Я от своей телесной оболочки.Они признают четыре самостоятельных источника истинного познания: восприятие, сравнение, свидетельства и доказательства. Познание объекта должно завершиться выделением основного признака данного объекта: «холм горит, потому что он дымится, а все, что дымится – горит». (Силлогизм). Философы ньяя стремились избавить личность от ее привязанности к телу. Освобождение тела означало абсолютное прекращение всех мучений и страданий, но счастье не было бы счастьем, если бы не было страданий.