Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


  • - Мо-Цзя – школа мудрости, основанная Мо Ди в У – Ш вв. до н.э.
  • - Тянь ди Жэнь – божестьвенное небо, которое все видит, слышит и желает от человека должного поведения.
  • - Центральный принцип моизма – идея равенства всех людей, их право на участие в управление государством.
  • - Гу – причинность, раскрывающая природу познания.
  • - Тун-И – сходство и различие вещей при сравнительном методе познания.
  • - Лэй – разделения вещей по родам и видам.
  • - Анима – душа.
  • - Синь – сердце.
  • - Чжэнь – верность и искренность.

 

 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
"Феномен философии в культурах народов древних Индии и Китая."

 

  1. В какой период времени формируется философское наследие Индии?
  2. Какие три периода выделяются в развитии философской мысли?
  3. Как называются произведения ведической литературы самое древнее и философское?
  4. Как ведическая литература трактует смысл жизни человека?
  5. Назовите три религии Индии.
  6. Как нужно понимать термин «брахман»?
  7. Атман – это ?
  8. Пуруша ?
  9. Главный вопрос школы ньяя ? Основатель этой школы?
  10. Каковы источники истинного знания у ньяя?
  11. Главная проблема вайшешики?
  12. Вайшешики убеждены, что познание осуществляется с помощью 7 категорий. Назовите эти категории.
  13. Назовите ортодоксальные школы индийской философии.
  14. Неортодоксальные школы :
  15. Центральная идея Веданты?
  16. Веданта утверждает, что жизнь человека имеет 4 главные стороны. Какие?
  17. Чтобы стать просветленным, необходимо ...
  18. К каком у философскому направлению относится школа чарваков? Почему?
  19. Значение восприятий у чарваков.
  20. Почему чарваки считали, что Бог – это миф?
  21. Как переводится имя «Будда»?
  22. Как вы понимаете термин «срединный путь»?
  23. Нирвана, что это за состояние?

 

Философия древнего Китая

  1. Согласно китайской мифологии , мир произошел ...
  2. Особенности китайской философии?
  3. Что собой символизируют понятия «Ян» и «Инь»?
  4. Кем был Шан-ди в китайской мифологии?
  5. Китайская философия называет пять первостихий , основных субстанций мироздания . Каких?
  6. Школу «служивых людей» возглавил ...
  7. За что критиковал Конфуций свой век?
  8. Что предлагал он для спокойствия в обществе?
  9. Идеал человека у Конфуция назывался ...
  10. Как конфуцианцы относились к рождению детей и семье в целом ?
  11. В чем видел Конфуций недостаток законов? Почему он считает, что надо жить согласно традиций?
  12. Как китаец относится к природе? Из чего сост оит природная гармония?
  13. На чем основана религия китайцев?
  14. Если император не слышал свой народ, он должен был ...
  15. Что Конфуций провозглашает высшей целью государства?
  16. Что больше ценится в китайском обществе коллективное или личностное начало?
  17. Чем стало конфуцианство для Китая в исторической перспективе?
  18. Кто был основателем школы легистов?
  19. На основе чего должно осуществляться правление государством, по мнению легистов?
  20. В чем заключались разногласия мед\жду конфуцианцами и легистами?
  21. Каково отношение легистов к правам человека?
  22. Как они трактуют принцип «ответственности»?
  23. Что значит мудрость Дао?
  24. Как надо понимать принцип «недеяния»?
  25. Восточная мудрость требует от человека обрести полноту своего бытия через ...

  

Зачет по темам для самостоятельного изучения можно сдать устно, отвечая на вопросы педагога, или письменно, осветив одну из предложенных тем. Если появится желание написать доклад на другую тему, кроме предлагаемых, тему необходимо согласовать с педагогом.

Тематика докладов по восточной философии.

  1. Возникновение и периоды развития древнеиндийской философии.
  2. «Веды» как древнейший памятник культуры и источник предфилософской мысли Индии.
  3. Основные направления и школы ортодоксальной индийской философии.
  4. Характеристика неортодоксальных школ индийской философии.
  5. Сравнительный анализ религиозных систем Индии – буддизма и индуизма.
  6. Особенности развития философии Древнего Китая.
  7. Философское значение древнего китайского источника «Книга перемен». Натурфилософские идеи книги.
  8. Философское учение Конфуция.
  9. Значение учения Конфуция в жизни древнего государства Китая и в современной истории.
  10. Философский идеи Мо Ди и их значение для современной жизни китайского народа.
  11. Идеи легизма и их значение в политической жизни страны.
  12. Даосизм и его роль в формировании традиционной культуры Китая.
  13. Мировоззренческие идеи даосизма.
     

ЛИТЕРАТУРА
 

  1. Степанянц М.Г. Восточная философия. М.,1997.
  2. Исаева М.В. Древняя Индия: язык, культьура, текст. М.,1985.
  3. Костюменко М.С. Классическая веданта и неведантизм. М.,1983.
  4. Древнекитайская философия в 2-х томах. М.,1972, 1973.
  5. Из истории китайской философии: становление и основные направления.М.,1978.
  6. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.М.,1981.
  7. Переломов Л.С. Конфуций. М.,1998.
  8. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.,1982.
  9. См.: учебную литературу, словари и периодику.