Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


Бог сотворил мир из вечных атомов для того, чтобы человек наслаждался удовольствием или испытывал страдания в соответствии с достойным или недостойным поведением.

Даршана вайшешика основана мудрецом Канадой (его имя Улука). Школа, родственная ньяе, имела с ней одинаковую цель – освобождение индивидуального Я через познание. Мудрецы вайшешика считают, что познание всего мира должно осуществляться через семь категорий: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность и небытие. Эти категории подобны вещам и обладают реальным существованием. Абсолютное божественное Я - Ишвари, согласно учению вайшешике, творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой силы – адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Познать этот мир значит познать его систему. В ней различают семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм, представляющих собой девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Пять из них: земля, вода, огонь, воздух, эфир – называются физическими, имеют свои признаки – вкус, запах, цвет, осязание, звук. Четыре других: пространство, время, душа – атман, ум – манас, - это органы координации сознания.

Познание объектов должно происходить на трех уровнях: индивидуальном, особенном и всеобщем. Присущность есть постоянная, вечная связь, которая объединяет целое с его частями, всеобщее с особенным, особенное с единичным.

Санкхья (перечисление, рассмотрение), ее создание приписывается мудрецу Капиле (УП в. до н.э.). Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал: материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити (правосоздательница) – источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша (человек, мужчина) – бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять устройство мира, достичь независимости Пуруши от Пракрити, т.е. разъединить Пракрити и Пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – Мокши.

Пракрити есть первопричина мира, все вещи мира наделены качествами, которые вызывают удовольствия, страдания или безразличное отношение. Пуруша – некое разумное начало, сущностью которого является сознание. Развитие мира начинается с соединения Пуруши с Пракрити .Из Пракрити возник великий зародыш Вселенной, в нем отражено сознание Я, и это делает мир сознательным. Эта творческая мысль пробуждает природу от космического сна и побуждает ее к развитию. Хотя «Я» само по себе свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом. Из-за неумения разобраться в том, что есть «Я», а что не есть «Я», возникают все наши горести и страдания. Однако простое знание не поможет познать самого себя. Для этого нужно пройти долгий путь постоянного размышления о том, что есть чистое вечное сознание. А оно есть не рожденный и не умирающий дух, сущность которого составляют свобода, бессмертие и вечная жизнь.

Характер и методы этого духовного воспитания, необходимы для самопознания, разработаны философией йоги.