Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


Санкхья отрицает существование Бога, т.к. бытие Бога не может быть доказано. Чтобы объяснить существование мира, достаточно Пракрити, которая и есть первопричина мира.

Основателем школы йогов считается муидрец Патанджали. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхья, но они признают существование Бога. Особенно интересна практика йоги по распознанию истинного значения как важнейшего условия освобождения, т. е. прекращения всех функций ума. Йога определяет пять ступеней освобождения ума: 1. рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного к другому, 2. притупленное состояние ума, как во сне, 3. умиротворенное состояние, 4. состояние сосредоточенности ума, 5. прекращение всякой деятельности мышления – нирвана. При этом используются различные методы: обуздание, культура этики, асаны (упражнения, при помощи которых вырабатывается устойчивость), контроль над дыханием, удаление чувств, внимание, размышление, сосредоточенность.

Обуздание – состоит в воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния, жадности.Культура этики – заключалась в воспитании хороших привычек, таких, как очищение, удовлетворение, аскетизм, изучение «Вед» и размышлении о Боге. Выработка устойчивости – это выработка устойчивого и удобного положения, регулирование процессов дыхания. Удаление чувств – контроль над чувствами. Внимание – сосредоточение внимания на внутриорганических и внеорганических объектах, неуклонное и непрерывное о них размышление. Сосредоточенность – состояние, при котором созерцающее сознание перестает сознавать себя и теряется в объектах, нирвана.

Философия йоги считает Бога существом совершенным и свободным от недостатков. Аргументы: все, что имеет ступени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные ступени познания, значит должно быть и совершенное знание. Только Бог владеет таким знанием.

Школа миманса (первое исследование) была основана Джаймини (4 – 3 вв. до н.э.). Он является автором «Мимансасутры», произведения, в котором изложена суть учения данной школы. Сама же школа возникла в целях сохранения «Вед» и ведического ритуала. Долгом каждого человека является исполнения того, что предписывают «Веды». Долг следует исполнять во имя долга, а не с расчетом получить какую-то награду. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов делает возможным освобождение от кармы после смерти. Закон кармы представляет собой моральный закон, который правит миром. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

Школа веданты (завершение «Вед») - одна из важнейших ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Основателем ее и автором «Ведантасутры» (Брахмасутры) считается Бадараяна (4 – 3 вв. до н.э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагаватгиты, она прочно укоренилась в индийскую культуру и определила развитие философской мысли Индии.

Центральная идея Веданты – идея Брахмана, который является началом абсолютного духа, генетическим и субстанциональным началом всего сущего. Из него происходят все вещи, им поддерживаются и в нем растворяются. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана, благодаря его творческой энергии происходит периодическое возрождение и гибель мира. Учение о Брахмане, как безликой реальности, дополняется учением об Атмане, как индивидуальной душе, человеческой самости. Атман, как и Брахман, универсален, непреходящ, сверхчувственен. Для каждого индивида Атман – его жизненное дыхание. Постижение единства Брахмана и Атмана освобождает человека от круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным и свободным.

В Веданте говорится о четырех сторонах жизни человека: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама – чувственное влечение и страсть, желание насладиться в любви (гедонистический элемент человеческой натуры). Артха – материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Дхарма – закон, твердо устанавливающий порядок или обычай, основа морального и социального порядка: самоконтроль, верность и любезность. Мокша – высшее добро, конечная цель человеческой жизни, освобождение духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке. Мокша должна доминировать в человеческой жизни и одухотворять собой все другие ее стороны.

Названные четыре стороны жизни являются не только философским наследием, они проявляются в непосредственном образе жизни, определяют жизнь современной Индии, мировоззрение людей, живущих в современном обществе.

Неортодоксальные школы.

Буддизм – мировая религия и философское учение. Возникает в северной Индии в 6-ом веке до н.э., основателем был Сиддхартха Гаутама. В 29 лет он ушел из семьи в «бездомность», и после многих лет аскезы Гаутама достиг просветления, он становится на правильный путь, который отрицает крайности. Впоследствии он был назван Буддой, что значит «пробужденный, просветленный». У него появляется много поклонников, а вскоре появляется община монахов и монахинь, а также светских людей, которые переняли его учение. Центром этого учения являются пять благородных истин, лежащих в основе правильной жизни. Этим предписаниям нравственности должны придерживаться как монахи, так светские люди: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.

Основные положения учения буддизма:

  1. существование человека неразрывно связано со страданиями: рождение, болезни, старость, смерть, невозможность достичь желаемого и т.д., - все ведет к страданию,
  2. причина человеческих страданий – в стремлении к земным радостям, устранение причины страдания – в устранении жажды наслаждений,
  3. путь, ведущий к этому –«благой восьмеричный путь»: правильное суждение, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение. При этом отвергается как путь, посвященный чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Предлагается так называемый «срединный путь»,
  4. следуя «восьмеричному пути», человек должен полагаться только на самого себя, а не искать помощи из вне. Монах, прошедший все стадии «восьмеричного пути» и с помощью медитаций пришедший к освобождению сознания, становится архатом, т.е. святым, который стоит на пороге нирваны.