Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


Буддизм не признавал Бога-творца, от которого зависела вся жизнь на земле, в том числе и жизнь человека. Но как всякая религия, буддизм содержал в себе идею спасения, которая заключалась в нирване (буквально – угасание). Среди последователей Будды выделяются два течения – хинаяна (малая повозка) и махаяна (большая повозка).

Хинаяна – наиболее ортодоксальное течение утверждающее, что путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь.

Махаяна провозглашает путь бодхисатв, людей, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели, чтобы помочь ее достичь другим. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческое лицо, а как высший абсолют. Кроме хинаяны и махаяны существовал целый ряд школ, исповедывающих буддизм. Вскоре буддизм распространился на Цейлон, позже на Китай и Дальний Восток.

Джайнизм – школа возникла в 4-ом в. до н.э., основателем считается мудрец Махавира (или Джина). Джайнизм – одна из неортодоксальных школ Древней Индии. Цель учения – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страданий. По сути своей учение дуалистично: сущность личности материальна (аджива) и духовна (джива) одновременно. Джива – вечная, живая, духовная сущность – субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развития и способных к познанию и деятельности. Аджива – сущность материальных субстанций. К последним относится вещество, состоящее из атомов, пространство и время. Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая дает душе возможность соединяться с грубой материей и которая страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары, т.е. изменчивости и перерождении в этом мире. Карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений от рождения до смерти. Освободившиеся от кармы дживы, поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в состоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою индивидуальность.

Человек сам может контролировать свою материальную суть. Лишь он один решает, что есть добро, а что есть зло. Бог – это душа, которая жила в материальном теле, но освободилась от пут кармы и цепи перерождений. В джайнизме Бог не рассматривается как Бог-творец, который вмешивается в человеческие дела. Этическое учение джайнизма основывается на трех драгоценностях: 1. на правильном понимании, обусловленном правильной верой, 2. на правильном познании, 3. на правильной жизни, с большей или меньшей мерой аскезы.