Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


Наиболее важным считается соблюдение ахимсы, этический принцип в индийской философии и религии, заключающийся в том, что человек не может нанести вреда другим существам, потому что причиняемое им страдание другому лишает душу способности достичь абсолютной чистоты. А в этом заключается цель жизни человека, его личное спасение. Душа человеческая ограничивается действиями кармы, когда душа избавляется от кармы, она постепенно поднимается на высшую ступень. Этого этического постулата крайне жестко придерживались джайнистские монахи. Нередко можно увидеть джайнистского монаха с повязкой на рту, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, или разметающим перед собой дорогу веником, чтобы не раздавить какое-нибудь насекомое.

С течением времени в джайнизме сформировалось два направления, отличающиеся друг от друга пониманием аскезы: «дигамбары» - одетые воздухом, т.е. отвергающие одежду, и «шветамбары», одетые в белое. Влияние джайнизма постепенно падало, хотя отголоски его учения сохранились до наших дней.

Чарваки-локаятики

Философы-материалисты, признающие истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию, оно же признается единственным источником познания (лока – мир, чарвака – материалист). Основоположником этой школы является легендарный мудрец Брисахпати (около 5 века до н.э.). Произведений этой школы не сохранилось, сведения об учении чарваков дошли в критическом изложении других даршан. Учение чарваков-локаятиков было действительно уникальным, не похожим на учения других даршан. Они утверждали, что все существующие предметы обладают своей индивидуальностью (свабхавы), и все они являются результатом взаимодействия материальных первоэлементов: воздуха, огня, воды и земли. Природа сознания также материальна. Они отвергают учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении. Утверждается, что после смерти наступает полное прекращение индивидуального существования, а смысл жизни заключается в удовольствии, особенно в чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм в познании локаятов вполне логично дополняется гедонизмом.

Существование человека в какой-либо форме после его смерти бездоказательно, а существование Бога – это только миф, т.к. Бога нельзя воспринять с помощью наших органов чувств. А потому глупо выполнять какие-то ритуалы ради желания угодить Богу чтобы попасть в Рай. Поэтому наслаждаться жизнью надо здесь, стараясь извлечь все самое лучшее и избегать насколько возможно случайных страданий.

Подводя итоги древней философии Индии, мы должны констатировать, что возникают даршаны на основе тех идей, которые господствовали на протяжении многих веков в этой стране, поэтому все они носят национальный характер. Индийская философия отличается разнообразием взглядов, но в ней можно обнаружить и общие черты: