Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


  1. все системы рассматривают философию как руководство к достижению наилучшей жизни, которая освещается дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью,
  2. философы стремятся понять источник зла в этом мире и видят смысл человеческой жизни в том, чтобы искоренить зло и уничтожить человеческие страдания, примером для человечества является Будда. Он показывает, как можно избавиться от страданий,
  3. с помощью веры - «в вечный моральный порядок». Этот закон господствует на протяжении всей истории индийской философии. Этот порядок устанавливает справедливость и его действия распространяются не только на людей, но и на Богов,
  4. закон кармы управляет не только жизнью и судьбой отдельных людей, он управляет порядком и устройством всего физического мира. Это закон сохранения моральных ценностей, указывающий на тот факт, что жизнь человека – это результат его собственных деяний,
  5. незнание реальности является причиной нашей зависимости и наших страданий, а потому освобождение от этого состояния может быть достигнуто через познание. Знание истины существенно и необходимо, но этого недостаточно для освобождения. Нужно соблюсти два правила: 1. сосредоточить внимание на изучаемых истинах и 2. контролировать себя в практической жизни,
  6. достижение сосредоточенности (йоганга) может быть достигнуто не только практикой воздержания от плохих поступков (яма), но и воспитанием хороших привычек (наяма): поддержание чистоты тела и ума, чувства удовлетворенности, силы духа, приобретение знаний и покорность воле Бога,
  7. философская тематика индийских даршан достаточно широка: метафизика, теория познания, логика, которые по глубине проработки проблем не уступали философским системам Запада.

Такова индийская философия, если судить о ней, как о единой системе, отражающей мировоззрение удивительно проницательного и мудрого народа.
 

Феномен философии в культуре Древнего Китая.
 

План лекции

  1. Периодизация и особенности древнекитайской философии.
  2. Характеристика основных школ китайской философии: натуралистические представления, конфуцианство, даосизм, легисты, моизм.
  3. Заключение.

Китай – страна древней истории, культуры и философии. Уже в ХУП –ХП в.в. до н.э. в государстве Шан-Инь возникают рабовладельческие отношения. Рабами становились пленные, захваченные в войнах. Их труд использовался в скотоводстве и земледелии. Мировоззрение людей этого времени было основано на религиозно-мифологических принципах и просуществовало вплоть до 1-го тыс. до н.э. Но мифологические образы используются философами, деятелями искусства и чиновниками для обоснования концепций истинного правления или норм правильного поведения человека и в современном государстве. Таким образом, мифы становятся частью философских учений, а их персонажи  воспринимаются как исторические личности, сами же мифы воспринимаются как исторические предания о прошлом правящих династий, о «золотом веке» истории Китая.

Философия Китая, как и философия всех древних народов, зарождалась в недрах мифологических представлений. Важнейшая проблема этой философии – представление о мире как целостной системе.

Согласно мифологическим представлениям китайцев, мир в начальном своем состоянии предстает как ХАОС, состоящий из мельчайших частиц – ЦИ. Эти частицы находятся в бесформенном тумане, в разряженном состоянии. Постепенно ЦИ упорядочиваются: легкие, светлые поднимаются вверх и образуют – ЯН, они основа неба. А из тяжелых, темных частиц, упавших вниз - ИНЬ, образуется земля. После такого размежевания появляется человек. Так, на основе китайской мифологии довольно четко определяется первооснова всего сущего: Ян и Инь. Ян – символизирует мужское начало, Инь – женское.

Китайские философы не считали нужным обращаться к естествознанию, поэтому философия и естественные науки существовали отдельно друг от друга. Тем самым философия лишила себя источника для формирования цельного научного мировоззрения, а естествознание испытывало методологические трудности в развитии, оставаясь уделом одиночек и искателей элексира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей были идеи натуралистов, которые считали, что пять первостихий: вода – дерево – огонь – земля – металл, - явились основой всех вещей в природе, и все рождалось от их взаимодействия и взаимоопреодоления. этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже У1 - У веков до н.э. и просуществовал до нового времени.

Глубокие политические потрясения, связанные с распадом единого древнего государства, и острая борьба отдельных царств за свою гегемонию, нашли свое отражение в бурной идеологической и философско-политической борьбе различных школ. Поэтому в древнем Китае философия была тесно связана с политической жизнью государства, и основателями философских школ  являлись министры, сановники, послы. Вопросы управления страной, отношения между «верхами» и «низами», вопросы этики, ритуала заняли ведущее место в философии и определили сугубо практический ее характер. Философия оказалась в полной зависимости от политической практики.

Важнейшим элементом мировоззрения китайцев был культ предков и беспрекословный авторитет старших. Китайцы были убеждены, что их жизнь и судьба определяются и зависят от умерших, их благосклонного отношения к живущим.

Несмотря на перечисленные особенности, китайская философия является неотъемлемой частью мировой философской мысли. Русские исследователи Китая (С.М. Георгиевский (1851 – 1893гг.), В.М. Алексеев (1851 – 1951 гг.) обосновали важность изучения истории, философии и культуры Китая для познания мировой истории. Познание китайской философии расширяет границы и пространство общечеловеческих ценностей и приближает нас к осуществлению мудрого постулата китайской философии о том, что основным признаком зрелой личности является способность обозреть весь мир и нести ответственность за него.