Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


Периодизация и классификация Китайской философии не имеет единого основания: одни школы называются по имени основоположника, другие по групповому составу, третьи – на основании основной категории. Периодизация также осуществляется по разным основаниям:

- по порядку смены правящих династий - философия периода династии такой-то,

- по хронологическому порядку: философия древнего периода (Х1 – Ш вв. до н.э.), средневековья (Ш в. до н.э. – Х1Х в. н.э.), нового времени (сер. Х1Х в. – 4 мая 1919 г.), новейший период (с 1919 г. по настоящее время).

Характеристика школ Древней Китайской философии.

В «Ши цзы» («Исторические записки») Сыма Цяня (П -1вв. до н.э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Он называет шесть основных школ: 1. сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы), 2. школа служилых людей (конфуцианство), 3. школа номиналистов (софисты), 4. школа моистов, 5. школа законников (легистов), 6. школа сторонников учения Дао и Дэ (даосисты).

Натурфилософские идеи интересовали китайских философов крайне мало, они могли об этом упоминать, как бы отдавая дань «хорошему тону». В основе мироздания лежат два первоначала - ЯН и ИНЬ, они порождают пять стихий: ли – огонь, кунь – земля, цзинь – металл, кань – вода, му – дерево. Эти элементы в разных сочетаниях дают разнообразие мира.

В китайской философии было сформулировано ряд важных материалистических положений:

  1. мир объяснялся как вечное становление вещей,
  2. движение – неотъемлемое свойство объективно существующих вещей,
  3. источник этого движения – взаимостолкновение противоположных начал,
  4. причиной смены многообразных явлений является закономерность вечного движения.

Вся ученость в Китае была направлена на одну главную задачу: как управлять государством, его подсистемами и людьми. Поэтому философия развивалась исключительно в духе моральных и правовых суждений (права, в европейском понимании этого слова, в Китае никогда не было).

Конфуцианство. Школа служилых людей (чиновников).

Конфуций или Кун Фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть правителя – ВАНА – слабела, разрушались патриархально-родовые нормы жизни, в междуусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, международные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало критику ревнителей старины.

Конфуций выступил с критикой своего века, ставя в пример века минувшие, их традиции и идеалы. Родившись в старинной аристократической семье, но уже разорившейся к тому времени, он полюбил старинные обряды и церемониалы и