Тема # 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ


приложил все усилия, чтобы овладеть знанием обычаев народов. Он ездил по стране, наблюдая царивший в стране хаос, и приходит к выводу, что единственный способ избавиться от него, - возвратиться к дедовским порядкам и традициям, коим следовать надо неукоснительно.

На основе противопоставления современному чиновничеству Конфуций создает идеал совершенного человека – ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ. Совершенный человек – это модель для всей культуры Китая, образец для подражания каждому человеку. ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ должен обладать следующими достоинствами: ЖЕНЬ – гуманностью,   И  - чувством долга и справедливостью,  ЛИ - должен соблюдать обряды и церемониалы.

ЖЕНЬ – включает в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. ЖЕНЬ – это недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали, по мнению Конфуция, только аристократы древности. Из современников гуманным он считал только себя и своего ученика Янь Хуэя.

И - (ДОЛГ) – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя: «Благородный человек думает о долге, низкий – заботится о выгоде» - учит Конфуций.

ЛИ – благопристойность, соблюдение церемоний и обрядов обусловлены знанием и высшими принципами, но не расчетом. Следование этим принципам было обязанностью благородного мужа.

Благородный муж требователен к себе, делает только большие дела, живет в согласии с людьми, ему легко услужить, но трудно доставить радость, он идет на смерть ради высоких целей.Низкий человек требователен к людям, занимается мелкими делами, трудно ладит с людьми, ему легко доставить радость, он кончает жизнь самоубийством в канаве.

С Ш-его в. до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией династии Хань. Складываются канонизированные нормы поведения каждого человека в зависимости от сословия и занимаемой должности в чиновно-бюрократической иерархии. Основы этого официального порядка Конфуция представляет себе так: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, чиновник - чиновником. И тогда в этом мире все станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено».

Критерием деления общества на «верхи» и «низы» должны служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ. Формально этот критерий открывал путь «наверх» для любого человека, а на деле все выглядело иначе. Уже в трактате Ли-цзы, представляющих свод конфуцианских норм поведения, было записано, что чиновничество отделено от простого народа «стеной иероглифов», т.е. грамотностью, что грубые телесные наказания не применяются к грамотным, а церемониалы и обряды не имеют отношения к простому народу.

Сам Конфуций был противником деспотии в явной форме. Он считал, что порядок в стране должен поддерживаться не только императором и чиновниками, которые должны были отечески опекать народ, но и с помощью традиций и повиновения старшим. Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. Семья – незыблемая основа государства, семейные отношения всегда выше личных, выше любви. Рождение детей – семейный долг. Каждый  семейный клан в деревне имел свой храм предков, где отмечались праздники семьи и завершение семейных дел. Основная заповедь конфуцианства гласит о повиновении старшему, в первую очередь государю, ведь государь и отец и мать народа, который его любит и осуждать не может. Эти ценности и приоритеты сформировали мировоззрение и культуру китайцев, в жизни которых большую роль играли социальная практика, этика, обычаи и церемониалы, больше чем религия, мистика или законы.

Сам Конфуций отрицательно относился к законам, считая, что закон не может охватить великого разнообразия конкретных ситуаций, а главное, закон определяет права человека без учета его социального и семейного положения, что совершенно нелепо с точки зрения конфуцианства. Нелепо, чтобы сын чего-то требовал у отца по закону, а подчиненный – у начальника. Если такое происходит,- значит общество рушится. Отец и так даст все, что нужно, ведь он обладает качеством – ЖЕНЬ, а если не дает, значит не положено. Поэтому для порядка в стране нужны не законы, а правители с высокими нравственными качествами. Конфуций, выражавший интересы родовой знати, считает, что путь к процветанию Поднебесной лежит через цивилизационные начала и духовный архетип – У СИНЬ, человеколюбие – ЖЕНЬ, следование долгу – И. Связь между «верхами» и «низами» должна осуществляться через ритуалы – ЛИ, доверие – СИНЬ и почитание предков.

Конфуций ставил перед собой двойную социально-политическую цель: с одной стороны, он хотел сплотить и укрепить родовую аристократию, обосновать ее идеологические привилегии, и, с другой стороны, сгладить недовольство низов и не позволить низшим сословиям захватить власть. Так решал Конфуций одну из главных проблем древнекитайской политики и философии – умиротворение общества и эффективность управления государством.

Решение этих задач основывалось на признании того факта, что знать мудра, поставлена самим небом, а народ не образован и глуп. Идея покорности снизу до верху – одна из основных в этике конфуцианства. Руководствуясь интересами государства, Конфуций предлагает знати уважать таланты из низов и привлекать их к государственной службе.

Правители должны обладать качествами ЖЕНЬ и ЛИ, а если они не обладают такими качествами, значит они не «настоящие» правители, а узурпаторы, они не должны занимать государственные посты. На вершине управленческой пирамиды находился Сын неба – император, в царствах управляли наместники – ВАНЫ,– обычно это были родственники императора. Субъект управления – это идеализированный благородный муж.

Нравственное совершенство личности достигается в абсолютной гармонии с природой. Китаец считает природу совершенством и никогда не ставит задачу передель ее. Его чувства к природе – любовь, сочувствие, чистая доверительность к беспредельной мудрости бытия. Природная гармония состоит из пяти совершенств: 1. человечность - ЖЕНЬ, 2. чувство долга - И, 3. благопристойность - ЛИ, 4. искренность – СИНЬ, 5. мудрость – ЦЗЫ. Отрицая деятельное начало по отношению к природе (У-Вэй), китайский художник должен как бы самоустраниться, чтобы стать свидетелем могучего творческого процесса в природе.

Конфуцианство с самого начала выразило свое пренебрежение к естественному и прикладному знанию, уделив основное внимание нравственным проблемам человека. Философия и естествознание существовали в Китае как бы отгородившись друг от друга, что нанесло и философии и науке значительный ущерб.

Религия китайцев основывалась на абсолютизации культа предков, человек и его предки были более близки в Китае, чем христианский Бог к европейцам. Религия для китайцев была скорее этикой, в этой этике народ объявлялся глашатаем неба, и, если император не мог расслышать этот глас, хотя он и объявлялся Сыном неба, а империя – Поднебесной, он должен был оставить свой пост. Так, Конфуций конечной и высшей целью государства провозглашал интересы народа.

Таким образом, конфуцианство, не будучи религией в полном смысле слова, стало чем-то большим для Китая на многие столетия вперед. Конфуцианство стало политикой, административной системой, верховным регулятором экономических и социальных процессов. Словом, конфуцианство остается до сих пор основой китайского образа жизни и основой китайской цивилизации.

Легисты (законники).

Идеи легистов изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан», 1У век до н.э.). Видный теоретик легизма Шан Ян (Гун-сунь Ян ) был правителем области Шан и сам лично написал несколько глав в этом трактате. Он считает, что управление государством должно основываться на законах – ФА и суровых наказаниях за неисполнение этих законов. Критикуя конфуцианцев за приверженность старым обычаям и ритуалам, Шан Ян замечает, что люди, подобные конфуцианцам, могут лишь занимать должности и блюсти традиции, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки этих традиций.

Легисты считали, что жесткие законы есть основное средство управления населением. Концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств. Добиться желаемого порядка можно только посредством насильственных мер. Под «порядком» разумеется полное безволие подданных и возможность без помех деспотической центральной власти манипулировать народом, как во внутренних, так и во внешних делах.

В таком «законническом» государстве совершенно отсутствуют представления о правах подданных по закону, о соответствии меры наказания тяжести преступления, об обязательстве закона для всех. В этом случае закон выступает как произвол властей. «Тот, кто создает законы, отнюдь не обязан их соблюдать, - утверждает Шан Ян, - мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

В организацию управления Шан Ян вводит принцип коллективной ответственности. Коллективная ответственность охватывает несколько дворов (пятидворки, десятидворки), через них осуществляется система взаимной слежки подданных друг за другом. Это укрепило централизованную власть и стало существенным моментом в последующей практики государственного управления в Китае.

Взгляды Шан Яна разделяли и развивали многие представители влиятельной школы ФАЦЗЯ. Их взгляды были изложены в древнекитайском источнике «Гуань-цзы». Крупный теоретик этого направления легизма Хань Фэй в книге