Лекция # 4 Философия в античной культуре


План лекции
 

  1. Философия архаического периода, основные школы и идеи.
  2. Философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.
  3. Философия эллинизма, ее основные черты и школы.

Мировоззрение большинства греков архаического периода формировалось на основе мифологии. Мифология лежала в основе культуры Античности. Но Греция была свободной страной от религиозной догматики, в ней отсутствовала каста жрецов, а потому греки с огромным уважением относились к знанию, оно было бесценным богатством, как для человека, так и для общества.

Именно благодаря такому отношению к знанию в Древней Греции создаются условия для свободного философствования, для развития научного знания, т. е мышления в понятиях. О таком «свободном философствовании» Аристотель позже скажет: «Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это знание ради свободы духа».

Главная цель философии Античности заключалась в необходимости понять мир как единое целое, его первопричину возникновения и законы развития. А потому во все времена, вплоть до наших дней, европейская наука и философия возвращаются в те далекие времена, как к своему источнику, образцу мышления, колыбели европейской цивилизации.

Первая философская школа Древней Греции возникла в городе Милете, что располагался на побережье Малой Азии. О ней мы уже говорили в первой лекции, когда вели разговор о возникновении философии. В этом случае мы сделаем вывод о значении милетцев (по названию города греки называют и философов, работающих в этом городе и философскую школу) в истории философской мысли:

- милетцы были материалистами, утверждая, что первопричиной всего сущего, т.е. субстанцией, является вещество. Они открыли материалистическую линию в развитии философии,

- милетцы предложили новый тип мышления – научное, основанное на понятиях, «мышление по способу греков» ( Бернет),

- тем самым они демифологизировали общепринятое мифологическое мировоззрение.

История Античной философии содержит в себе зачатки всех направлений и школ, которые проявят себя в   европейской философской мысли. Если милетцы были материалистами, считая, что субстанцией является первовещество, то знаменитый математик и философ Пифагор с острова Самос, (род. в 580 – ум. в 500 до Р.Х.) представлял противоположное направление - идеализм – вместе со своими учениками  из Пифагорейского союза.

Основу мироздания пифагорейцы видели в числовой гармонии, которую они рассматривали как сверхъестественную, магическую силу. Они отделили качество предмета, т.е. совокупность существенных свойств, от его количественного выражения, придали количеству абсолютное значение. Всю структуру мироздания пифагорейцы определяли «числовыми соотношениями»: «Число владеет вещами. Изучить, понять то или иное явление, значит измерить его» - говорил Пифагор. Принципы математики были для них законами существования мира, а числовая гармония – гармонией космоса.

Это было одностороннее понимание мира, что и привело к идеализму. В «Философских тетрадях» В.И.Ленин так определяет гносеологические (теоретико-познавательные) корни идеализма:  "Односторонность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота - вот гносеологические корни идеализма».

Значение «Пифагорейского союза» не только в том, что он показал ошибку на сложном пути познания мира, но и в том, что он придал рациональному мышлению решающее значение в познавательном процессе..Именно рациональное мышление составляет основу современной теории познания и всей европейской цивилизации, которая формировалась под знаком рациональности. Под рациональностью в европейской философии понимается самостоятельность мышления, умение принимать решения и отвечать за их результаты.

Гераклит Эфесский (род. около544 – ум. 483 до Р.Х.)  в истории философии прославился тем, что "создал прекрасные начала диалектики» (В.И. Ленин), науки о развитии мира.

Гераклит был материалистом, он считал, что мир существует от века, он не создан никем из Богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

В основе диалектики Гераклита лежит принцип «Панта рэй» - все течет. Знаменитые афоризмы Гераклита знают все: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Этот «убыстренный» ход развития трудно себе представить, но значение этой теории состоит в том, что Гераклит указал на источник развития борьбу противоположностей: « борьба противоположностей – отец всему». Борьба противоположностей для Гераклита - это причина всех процессов, происходящих в мире, причина саморазвития и многообразия мира. Всякое движение в мире, космосе подчиняется строгому закону – логосу.  Логос -  всеобщая закономерность, лежащая в основе развития космоса.

Значение философии Гераклита состоит в том, что она была последовательным материализмом, дополненным весьма существенной теорией –теорией диалектического развития. Но понимание развития у Гераклита было односторонним: принцип «панта рэй» как бы настаивает на бесконечной изменчивости мира. Используя этот принцип, ученик Гераклита Кратил довел теорию познания до абсурда, заявив, что действительность так быстро изменяется, что о ней ничего определенного сказать нельзя, иным и словами, действительность – непознаваема.

Если Гераклит настаивал на изменчивости мира, то представитель элейской школы - Зенон -  утверждал, что в мире господствует покой.

Для доказательства своей идеи Зенон создает апории - трудно разрешимые задачи, вызывающие недоумение. Апория в основе своей содержит парадоксальное утверждение: например, «летящая стрела покоится», или «быстроногий Ахиллес не догонит черепаху, если ее выпустить несколько раньше Ахиллеса» и др.

Доказательство существования абсолютного покоя было достаточно оригинальным: Зенон весь путь стрелы разбивает на временные мгновения, и утверждает, что в каждом мгновении стрела находится в данном месте. Но если она находится, значит она покоится, - таков следует вывод.

Если Гераклит обратил внимание на такую сторону движения, как изменчивость и непрерывность, то Зенон обращает внимание на устойчивость (покой) и прерывность. В истории философии Зенона иногда называют антидиалектиком, а он по сути углубил диалектическое понимание природы движения.

ДВИЖЕНИЕ: Гераклит - изменчивость, непрерывность

ДВИЖЕНИЕ:    Зенон - устолйчивость, прерывность

Природу движения можно представить как единство противоположностей. В истории философии и в теории познания это был хороший урок, показывающий, что каждый предмет и явление представляют собой единство противоположностей, являющихся источником развития, и связь между ними можно определить как сопряженность, т.е. невозможность существования друг без друга.

Мы должны сделать вывод, что познание сложный и противоречивый процесс, как и сам мир. И как бы не были гениальны ученые и философы, разорвать путы исторической ограниченности в познании не дано никому. А если и случается, что созданная теория опережает свое время, она остается невостребованной. Судьба же ее создателя часто оказывается трагичной. Об этом открытии человечество может вспомнить, когда логика развития науки и потребности общества поставят эту проблему на повестку дня, а может случиться и так, что это открытие придется делать другому ученому.

Учение Гераклита оказало большое влияние на греческую философию, оно было воспринято стоиками и распространилось на христианскую и всю западную философию. Его развивали дальше Гегель, Шлейермахер, теоретики марксизма, а Ленин назвал диалектику Гераклита «прекрасным началом».

Атомисты: Левкипп и Демокрит.

Кризис, вызванный апориями Зенона, его утверждениями, что все делимо до бесконечности, и в мире господствуют прерывность и покой, надо было преодолеть какой-то новой идеей. Это сделали Левкипп и его ученик Демокрит. Они предположили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, всегда останется то неделимое, что представляет собой неделимый кусочек вещества, его фрагмент, т.е. – атом (неделимый). Атомы и пустота - субстанциональные начала мироздания, как утверждают атомисты. Атомы – неизменны, неделимы, однородны, различаются по форме и родам, движутся в различных направлениях пространства и образуют первичные группы атомов: земля, вода, воздух, огонь, – их сочетания образуют целые миры. И все это происходит согласно необходимости, т.е. подчиняется логосу, законам мироздания. Разумеется, и человек, обладающий душой, есть сочетание атомов. Самые легкие атомы – это атомы души.

Естественно, атомистическая теория Левкиппа и Демокрита была лишь наивной гипотезой, которая не могла быть доказана на уровне развития науки того времени. Это была гипотеза, использованная для преодоления философских трудностей, и она выполнила свою задачу. Но эта «наивная гипотеза» поставила перед наукой задачу найти и изучить атом. До конца Х1Х века атом считался мельчайшей, неделимой частицей вещества, пока революция в физике не открыла человечеству новый мир - микромир.

Революция в науке в конце Х1Х века ознаменовалась следующими открытиями: были открыты рентгеновские лучи Вильгельмом Рентгеном, явления радиоактивности супругами Кюри, англичанин Томсон Дж. открыл электрон. Словом, изменения в научных представлениях были настолько велики, что их называют новой научной революцией.

Заслуга атомистов заключалась не только в том, что они преодолели кризис в философии, но и в том, что они поставили перед наукой проблему атомистического строения мира, и наука работала над ней вплоть до конца Х1Х века, изучая атом и \его строение. В результате научной революции конца Х1Х в., были сделаны выдающиеся открытия в области физики: открытие электрона англичанином Томпсоном, открытие рентгеновских лучей, открытие явления радиоактивности супругами Кюри и др.. Атом оказался делимым и открыл дорогу для человечества в новый мир, получивший название «микромир» со своими законами, принципиально отличающимися от законов макромира, т.е. мира, в котором живет человек.

2. Классический период в развитии древнегреческой философии.

Софистами называли группу мыслителей середины 5 в. и первой половины 4 в. до н.э. Первоначальное значение этого названия «софия» означало «мудрый», а человек, относящийся к мудрецам, считался авторитетным в вопросах общественной и личной жизни граждан.

Становление и укрепление демократии в Афинах привело к важным изменениям интеллектуального климата. Статус философии в обществе подвергся серьезным изменениям: философ из мудреца-созерцателя должен был стать служащим, помогающим своему клиенту за деньги научить его вести дискуссию, доказывать свою правоту в суде, выступать в народном собрании.

Первыми философами, которые взялись за это дело, были софисты. Софисты входят в культуру Древней Греции как возмутители спокойствия. Период их наиболее активной деятельности приходится на то время, когда философия классифицирует и собирает разрозненные знания в единую систему, рассматривая процесс познания с точки зрения его возможности, устойчивости, объективности и истинности.

Феномен софистики вызывал и продолжает вызывать жаркие споры, а сам термин «софистика» превратился в нарицательный и часто с оттенком ругательства. Софистами часто называют беспринципных спорщиков, способных в корыстных целях отстаивать то, что в данный момент выгодно клиенту, а затем менять свое мнение с точностью «до наоборот». Поэтому «софизм» стал синонимом интеллектуального мошенничества, которое обосновывает заведуемую нелепость. При этом применяются приемы формальной логики и логической аргументации. Например, «то, что ты не потерял, ты имеешь, ты не потерял рогов, значит, ты имеешь рога». Вся риторика софистов – пустая болтовня, а с моральной точки зрения просто опасна.

В диалогах Платона Сократ постоянно спорит с софистами, которые связывают несвязуемое, возводят случайное в закон, ради корысти обманывают людей. Сократ же первостепенное внимание уделяет смысловому содержанию понятий и объявляет всю предшествующую натурфилософию и приемы софистов неудовлетворительными.

Но отбросив определенные предубеждения, у софистов можно найти, кроме «пустого говорения» и гносеологическую ценность:

  • они уделили большое внимание противоречиям познавательного процесса и создали предпосылки возникновения формальной логики,
  • фигуры софистики способствовали выявлению малейших противоречий в системе, указывая на логические тонкости мышления,
  • софисты стоят у истоков аргументации, которая формируется в период распада мифо-ритуального периода, разрабатывая ее в рамках теории ораторского искусства,
  • аргументация софистов способствовала развитию европейского стиля мышления,
  • софисты, исследуя все случайное и неустойчивое, не столько углубляли философское знание, сколько его популяризировали, ориентируясь преимущественно на практические задачи,