Лекция # 4 Философия в античной культуре


и вида предметов, он рассматривает их как метод познания единичных предметов и считает, что метод – это залог успеха в познании в мира.

Свой метод познания Cократ называет «маёвтикой». В переводе с греческого «маёвтика» - метод повивальной бабки, т.е. акушерки. Это понятие было близко Сократу, т.к. его бабушка и мать были повитухами, они помогали появиться на свет детям. Сократ же был убежден, что в головах людей содержаться готовые истины, и его задача заключается в том, чтобы помочь этим истинам «родиться». По своей сути «маёвтика» была предшественницей индуктивного метода познания, который разработал только в 17 веке Френсис Бэкон.

С помощью умело поставленных вопросов о признаках разных предметов, Сократ подводит своих учеников к определению общего понятия, объединяющего предметы этого рода.

 Еще один метод, которым пользуется Сократ, метод диалектики. Для Сократа диалектика – это искусство ведения спора, сущность которого заключалась в том, чтобы обнаружить в речах оппонента противоречия.

Сократ первый обратился к проблеме человека и выяснению его сущности. Он пытался понять, что есть добро и зло, справедливость и закон, прекрасное и безобразное. Он создал образ человека близкого к идеальному и наделил его следующими чертами:

  1. умеренность – знание, как обуздать страсти,
  2. храбрость – знание, как преодолеть опасность,
  3. справедливость – знание, как соблюдать божественные и человеческие законы.

Таким образом, в основу всех добродетелей Сократ положил знание, а источником всех пороков он считает невежество. И отсюда вывод – только мудрый человек может быть мужественным, справедливым, воздержанным.

Способ мышления Сократа, его методологические обобщения, индуктивная и дедуктивная аргументация не всем были понятны. Современники Сократа, обладая мифологическим сознанием, гораздо успешнее усваивали поэтические и повествовательные описания. К тому же многих выводила из себя манера Сократа иронично вести полемику.

Сократ был заядлым спорщиком, он любил затевать споры с высокопоставленными собеседниками. Прикидываясь простодушным «незнайкой» и задавая наивные вопросы, он попросту издевался над ними, показывая их невежество. В результате он скоро нажил себе врагов среди «уважаемых граждан» Афин, которые по клеветническому доносу привлекли его к суду. Клеветники обвиняли Сократа в неуважении афинских Богов и развращении молодежи.

Первое обвинение Сократ опроверг с легкостью (согласно афинским законам, за неуважение Богов человек должен быть изгнан из государства). Второе обвинение заключалось в том, что Сократ обучал молодежь понятийному способу мышления, что и посчитали его оппоненты развращением молодежи. За что и был Сократ приговорен к смерти.

На суде Сократ ведет себя мужественно и достойно. Как пишет Платон, он сам идет навстречу смертному приговору, обвиняя тех, кто его судит. На суде Сократ произнес следующую речь: «Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе. На вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли... Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости».

Сократ был одним из первых, кто вошел в философию как гениальный собеседник, проницательный спорщик и диалектик, как вечный ученик, добродушный остряк, любитель правды, разоблачающий спесь и ложь.

Г.Гегель так оценил значение Сократа в истории философии: «Он в высшей степени выдающаяся фигура в древней философии, самая интересная всемирно-историческая личность». Изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя», - Сократ возвел в философский принцип, указав тем самым на важнейшую черту философского мышления  - рефлексию, т.е. размышдение, полное сомнение, помогающее человеку выработать в себе критическое мышление. Именно так мыслит философ, рассуждая межостями: материя – сознание, свобода – необходимость и т.д.

Сократу мы обязаны появлением Платона.

platonПлатон (427 – 347 гг. до н.э.)

Выдающийся античный мыслитель, верный ученик и друг Сократа, стремящийся развить его учение об общем и абсолютном. Звали его АРИСТОКЛ, а Платон было его прозвище, что означало – широкоплечий. Он и в самом деле был коренастый, широкоплечий, обладал неуемной энергией, которая его часто подводила. Так, находясь при дворе сиракузского тирана, Платон захотел воплотить в жизнь свой идеал демократического государства, тиран рассвирепел и продал его в рабство. Спас Платона от рабства его друг, он его выкупил. Возвратившись в Афины, Платон создает философскую школу, сочетающую черты научного сообщества и религиозной общины. Он назвал ее Академией, которая просуществовала до 368г., когда по приказу императора Юстиниана она была закрыта.

Платон был первым из греческих философов, чьи произведения дошли до нас в целостном виде. Считается, что 19 диалогов (так называются произведения Платона) принадлежат перу самого Платона, а остальные из 6 – перу его учеников, которые создали настоящую традицию почитания великого учителя и изучения его произведений. Диалоги Платона написаны в художественной форме и занимают особое место в истории философии: они скорее напоминают пьесу с яркими и психологически убедительными характерами, правда, без драматических действий. Главным героем произведений Платона был Сократ, который беседует со своими учениками или спорит с оппонентами, решая при этом важнейшие философские проблемы.