Лекция # 4 Философия в античной культуре


Отправным пунктом в творчестве Платона была смерть Сократа. Она символизировала собой для Платона всевластие зла и страдания в мире. Свою философию Платон задумал как избавление человечества от этого зла. Платону было очевидно, что мир, который осудил Сократа на смерть, не знает справедливости и не живет в согласии с истиной, а потому самые важные идеи: идеи блага, справедливости, истины, прекрасного – не могли быть порождены в этом мире. Но если все-таки эти идеи существуют в головах людей, - значит они порождены другим миром - «миром идей». Это мир подлинных ценностей, незыблемого порядка, который не может быть изменен человеческим произволом и недоступен зрению, слуху, осязанию. Правда, у идей есть нечто общее с вещами – они, как и вещи, существуют в пространстве, в так называемом «умном мире». Вещный мир Платон стремится рассматривать не в эмпирическом существовании, как он существует в реальном мире, а в его смысловом значении, т.е. как существование общих идей вида или рода предметов.

Идея для Платона – это путь преодоления неисчерпаемого многообразия чувственно-эмпирического мира. Идея для него – это предел становления вещи. С учением  об идеях Платон вошел в историю философии как основатель объективного идеализма.

1. Согласно этому учению существуют два мира – « мир идей» и «мир вещей». Идея – предел становления вещи.

«Мир идей» и «мир вещей» существуют объективно, независимо от сознания человека.

2.Идеи образуют постоянную модель каждой вещи. Когда вещь умирает, идея покидает этот мир и возвращается в «мир идей», странствуя там до тех пор, пока не найдет подходящий объект, куда может вселиться.

3. Вселяясь в новые вещи, идея «оскверняет себя», т.е. она расщепляется на множество единичных предметов, поэтому вещи являются лишь подражанием своим идеям, их вторичным продуктом.

Несмотря на идеалистические фантазии Платона, его учение об идеях имело большое значение для науки и философии:

А) идеи для Платона, как и для Сократа, это то общее, что представляет сущность предметов и через которое можно понять и объяснить частное. Иными словами, для Платона общее имеет и онтологическую, и гносеологическую ценность. У него отсутствует термин «материя», но в сочинениях встречается понятие «хора» - «вещество», «материал», что содержательно соответствует термину «материя». Хора вообще не имеет никаких свойств и ее существование, по мнению Платона, необходимо лишь потому, что из соприкосновения идеи с материей возникают вещи, реально существующие.

Б) Платон поставил перед наукой и философией очень важный и сложный для своего времени вопрос: «Как существует общее?» Сам он попытался ответить на него с помощью «фантазии» - общее существует объективно в «мире идей».