Лекция # 4 Философия в античной культуре


В Средние века этот вопрос оказался в центре внимания всей схоластической философии. Отвечая на него, возникают две школы - номиналисты и реалисты, реалисты придерживались точки зрения Платона, они утверждали, что универсалии, общие понятия, существуют объективно, независимо от человека, номиналисты придерживались точки зрения, которая была более близка к современной теории познания. Согласно современной теории познания носителями общего являются единичные предметы.

Теорию познания Платон представляет как воспоминание души о том, что она созерцала, будучи в кругу других идей и когда странствовала в других жизнях. Когда же душа вселяется в новый предмет, или в человека, она уже содержит в себе знания, накопленные в предыдущих жизнях, поэтому душа бессмертна.

Философия для Платона является вечным стремлением к знанию, любовью к нему и желанием постичь абсолютную истину, т.е. идею из «мира идей». Средством для таких поисков выступает диалектика. Диалектика для Платона является венцом всех наук, и все науки без исключения используют диалектику.

Диалектика Платона это – искусство обнаружения противоречий в мысли, преодоление этого противоречия и достижение непротиворечивого знания. Диалектическое мышление у Платона должно пройти несколько этапов:

-1 этап основан на анализе отдельных представлений, возвышаясь до понятия всеобщего. Процесс, который в современной теории познания называется восхождением от конкретного к абстрактному,

- 2 этап, когда единичное подводится под всеобщее,

- 3 этап - различение понятий по признаку большей или меньшей их общности, когда происходит деление понятий по родам, видам и т.п. Таким образом, происходит уточнение объема понятий.

Диалектика Платона теснейшим образом связана с его учением об идеях. Следуя диалектике, человек должен проникнуть в сущность истинно бытия, т.е. в «мир идей».

Одним из первых Платон стремиться создать учение об идеальном обществе и государстве. Общество возникает, по мнению Платона, потому, что человек имеет так много потребностей, что удовлетворить их в одиночку он не в состоянии, государство же должно регулировать общественные процессы.

Платон делит форму правления в государствах на справедливую и несправедливую. Справедливая форма правления – это величайшее благо для народа, а несправедливая – это величайшее зло.

В справедливом государстве управление осуществляется на основе заботы о благе всего народа. В таком государстве должны пребывать три сословия людей: 1. те, кто разумен и мудр, должны управлять государством (сословие правителей), 2. те, кто храбр и мужественен, должны быть стратегами и военноначальниками, 3. те же, кто обладает сдержанной душой, должны быть земледельцами и ремесленниками.

Под таким идеальным государством Платон изобразил Атлантиду, которая располагалась на одном из островов Атлантического океана и во время