Лекция # 4 Философия в античной культуре


землетрясения, якобы, погрузилась на дно. Образ Атлантиды был так реально описан, что исследователи до сих пор ищут Атлантиду на дне океана.

В несправедливом государстве Платон выделяет следующие формы правления: - тимократия – власть честолюбцев, олигархия – власть кучки богатых, тирания – власть тирана, основанная на произволе и насилии, демократия – власть народа, сопровождаемая анархией и произволом. По Платону - это вырождающаяся демократия, которую в современном мире называют охлократией.

В своем учении о государстве Платон создает модель идеального государства. Как известно, все идеалы создаются умозрительно, но значение умозрительного идеала состоит в том, что он указывает направление развития государственного устройства и путь развития и познания самого общества. Платоновское учение о государстве было первым в истории философии.

Большое значение Платон придает идеалам нравственности. Этическое, т.е. нравственное начало, Платон ставит выше эстетического и научно-познавательного. На вершину иерархии идей Платон ставит идею блага, под которой он понимает способность человека познавать истину из «мира идей». Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. И выбор Платона однозначный – все самое лучшее есть проявление блага, как абсолютной идеи.

Эстетическому он также уделяет внимание. С большим пафосом Платон говорит в своих диалогах о прекрасном. Но искусство в его времена понималось как чувственное подражание, т.е. мимесис. Такое искусство не приближало к познанию истины, к познанию идей, а только удаляло от них, оно не могло приближать к благу, а потому, в оценке Платона, искусство только копирует действительность, не является истинным и не заслуживает высокой оценки. Но в теории любви Платон сближает чувственное и идеальное. В любви чувственное проявляет себя как продвижение к прекрасному. Любовь проявляет себя не в физиологическом желании тела, а в высоком очаровании душой другого человека (отсюда выражение «платоническая любовь»).

Платон оказался гениальным в выделении проблемного поля философии. Его произведения до сих пор читаются с интересом и стимулируют развитие мышления вдумчивого читателя.

aristotelАРИСТОТЕЛЬ ( 384 – 322 гг. до н.э.)

Родной город Аристотеля – Стагира (поэтому его часто называют Стагиритом). Придя в Афины и поступив в Академию Платона, Аристотель обнаружил необыкновенный философский и научный дар, но учеником он оказался непокорным. К учению Платона он отнесся, как к попытке описать мироздание, в котором он увидел много неясностей и противоречий, а его религиозные взгляды отверг полностью. Заявив открыто о своем несогласии с учителем, Аристотель вынужден был покинуть Академию. В это время он был приглашен на должность воспитателя к македонскому царю Филиппу для воспитания наследника Александра. И до тех пор, пока Александр Македонский не стал царем и не отправился в походы покорять восточные земли, Аристотель был его учителем.

Возвратившись в Афины, Аристотель открывает свою философскую школу, которую называет Ликей. В отличие от платоновской Академии, где большое внимание уделялось религии, Ликей был учебным и научным центром.

Аристотель – величайший мыслитель своего времени, его учение пережило и свое время и своего создателя. К.Маркс назвал его «энциклопедической головой Античного мира».

Аристотель обобщил все знание, накопленное греками, систематизировал его, выделив три группы наук: физику, как учение о бытии, этику – познание общественной жизни и деятельности человека, его морального совершенствования, а также метафизику – науку о мыслительной деятельности человека и логических законах этой деятельности. Аристотеля называют «отцом формальной логики», его произведение «Органон», в котором речь идет о логике и методологии познания – основа логической науки.

Он первый описывает формы мышления – понятия, суждения и умозаключения, а также законы мышления – тождества, противоречия и исключенного третьего. Под метафизикой Аристотель понимает философию и впервые выделяет десять философских категорий, описывающих состояние бытия: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время положение, состояние, действие, страдание.

Философия, по Аристотелю, наиболее умозрительная наука, она исследует первоначала и причины, а через них познается все остальное. Вот поэтому у Аристотеля: «все науки полезней, чем философия, но прекрасней нет ни одной». Выход разума за пределы эмпирического мира вводит нас в мир философии, в мир умозрительного знания.

Если у Сократа и Платона философская система – это совокупность всеобщих понятий, то Аристотель первосущностью, субстанцией, основой бытия считает конкретное, просто предмет, его единичное существование. Единичное бытие у Аристотеля есть сочетание формы (эйдоса) и материи. Форма - это сущность каждого предмета, его перводвигатель, причина развития. Аристотель называет эйдос Богом, что найдет свое развитие в философии Средних Веков.

Он соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он называет формами, в которых в органическом единстве находятся идея и сама вещь. У Аристотеля единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (образа). Материя – это субстрат, это возможность существования вещи, а сама вещь появляется благодаря форме. Мрамор – это материя, из которого можно создать различные скульптуры. Применительно к отдельному предмету форма определяет его сущность.

Всякая вещь у Аристотеля характеризуется четырьмя особенностями: формой (сущностью), субстратом (материей), действием (началом движения) и целью (то, ради чего). Эйдос (форма) определяет переход от материи-вещности к