Лекция # 4 Философия в античной культуре


действительности. Эйдос - это смысловое и динамическое содержание вещи, сама действительность, т.е. осуществленная возможность.

Аристотель последовательно рассматривает стадии становления и оформления материи. В этой цепи началом является первоматерия как чистая возможность, т.е. еще не оформленная определенным образом. Конечным звеном этой иерархии вещей является «эйдос всех эйдосов», т.е. ум-перводвигатель, который Аристотель называет Богом. Это, естественно, не персонифицированный христианский Бог, но христианские теологи с интересом отнесутся к аристотелевским воззрениям и назовут его своим Учителем.

До Аристотеля не было попытки систематизировать логические приемы мышления. Аристотель посвятил этой проблеме многие свои произведения: «Топику», «Об опровержении софистических аргументов», «Риторику», «Метафизику» и др.  Эти сочинения позднее были объеденены греческими аристотеликами в свод  логических сочинений под названием "Органон".  Аристотель ставит задачу - исследовать диалектику как метод научного познания, чтобы руководить разумом, находящимся в области правдоподобного и вероятностного знания. По его мнению, это необходимо для достижения истины. Диалектическими он называет положения, которые выводят заключения из вероятного и содержат в себе противоположное, при помощи которого могут быть выведены истинные положения.

Аристотель впервые рассматривает диалектику не только как метод научного, но и философского исследования. Анализируя аппарат логических приемов диалектического мышления, он считает, что логические приемы должны содержать следующие компоненты: 1. определение, выражающее сущность предмета, 2. выделение особенных черт, 3. родовые черты, 4. случайные черты, 5. каждая категория характеризует предмет с соответствующей стороны.

На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме. Смысл силлогизма состоит в том, что в нем два крайних термина S и Р соединяются посредством третьего М, в котором делается вывод:

Все люди смертны (общее правило S),

Сократ – человек (меньшая посылка Р),

Сократ тоже смертен (вывод М).

Как видим, вывод М содержится уже в большой и меньшей посылках, т.е. силлогизм есть метод раскрытия готового знания, и не является открытием чего-то нового. Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втиснуть в рамки формальной логики. Таково понимание Аристотелем значения логики и методологии познания.

Аристотель критикует теорию идей Платона за то, что она ничего не дает для познания чувственно воспринимаемых вещей. Чтобы иметь значение для познания реально существующих вещей, идеи должны существовать внутри этих вещей, а не в «мире идей». Платоновская теория не может объяснить такие важные свойства мира вещей как их движение, становление, возникновение и гибель. Аристотель убежден, что идеальное не существует само по себе, оно не может существовать вне материального мира. Например, блага как такового не существует, оно существует в той или иной форме в жизни, а наука изучает сущность блага. Аристотель стоит у основ современного научного стиля