Лекция # 4 Философия в античной культуре


мышления, и именно ему мы обязаны рационалистической установкой в современном научном познании.

Творческая эволюция Аристотеля это история разочарования в платонизме и метафизике с последующим поворотом к натурализму и эмпиризму.  Научный дух Аристотеля тяготел к органическому синтезу и систематизации. Он окончательно определяет ракурсы метафизики: физика, психология, этика, политика. В учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон.

Формы государственного устройства он делит на правильные и неправильные. К правильным он относит монархию, аристократию и политию. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии дает олигархию, отклонение от политии -- демократию. Все эти формы правления, порожденные отклонением от правильных форм, Аристотель называет неправильными, т.к. ни одна из этих форм не заботится об общей пользе народа. Когда в обществе много бедняков и лиц, лишенных политический прав, в обществе назревают враждебные отношения. Аристотель считает, что при любой форме правления необходим контроль за правящими лицами, не следует давать им возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу.

Смысл жизни человека Аристотель видит не в удовольствии, а в осуществлении добродетелей: «в осуществлении разума на пути к благу». Человек должен стать добродетельным, мудрым, рассудительным и щедрым. Гармоничное сочетание этих качеств он называет справедливостью. Этику Аристотель называет практической философией.

Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Г.Гегель так определил его значение в истории философии: «Он был одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев, человек, равного которому не произвела на свет ни одна эпоха». Учение Аристотеля пережило свое время и своего создателя. Образованное человечество училось и будет учиться у Аристотеля философской культуре и мудрости мышления.
 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА.
 

Начиная с 1-го века до н.э., римская философия, возникшая под влиянием греческой как ее латиноязычная ветвь, просуществовала в течение тысячелетия, пройдя за это время все периоды своего развития: зарождение, расцвет, закат и умирание.

Как и все философские системы, она являлась выражением мировоззрения эпохи эллинизма. В греческом и римском обществах к этому времени произошли кардинальные изменения по сравнению с классическим периодом существования городов-государств (полисов).