Лекция # 4 Философия в античной культуре


Благодаря завоеваниям ученика Аристотеля – Александра Македонского – была создана великая империя, границы которой простирались от берегов Атлантического океана до границ Индии.

Началом периода эллинизма принято считать 338 г. до н.э., год военной победы Македонии над Грецией при Херонее. Эта победа положила конец великой эпохе древней демократии и культурного расцвета самоуправляющихся полисов. Была создана великая империя тиранов, монархов и олигархов. Наступила эпоха отчуждения государства от народа. Государство в этих условиях превращается во враждебную силу, которая противостоит обществу и личности.

Греческая философия утрачивает свой творческий характер. Эллинистическая философия во многом копирует достижения Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платона и др. философов. Вместе с творческим характером она утрачивает и ведущую роль в жизни общества: слабеет интерес к теоретической мысли, падает доверие к познавательным способностям человеческого разума. Интеллектуальная верхушка становится на сторону автократии, общество перестает интересовать политическая жизнь. Философия сосредоточила внимание на субъективной жизни человека. Вместо универсального мировоззрения, возникает стремление свести философские проблемы к личному поведению, которое способно обеспечить счастье. Под «счастьем» понималась невозмутимость (атараксия), т.е. то, что могло бы нарушить спокойствие индивида.

В этом плане характерен пример Диогена, который днем с огнем искал среди людей честного человека, добродетели которого заключались бы в освобождении от желаний и безразличного к благам жизни. Диоген был убежден, что блага жизни – это просто смирение человека, а не честные вознаграждения за подлинные заслуги. Эта позиция философа сравнима с восточной нирваной, понимаемой как отсутствие страданий в результате отказа от жизненных желаний и иллюзий.

Александр Македонский завоевывал народы, обладавшие уже высокой культурой, а потому культура восточных народов не могла не оказывать влияние на мировоззрение эллинов. Собственная греческая культура теряла свою глубину и чистоту, но благодаря влиянию восточных культур, эллинистическая культура продолжает свое развитие. Возникают новые культурные центры: Пергам, Родос, Александрия и др., наступает период расцвета частных наук: рождается филология, развивается математика, механика, география систематизирует свои познания, медицина достигает своего апогея, развиваются история и описательное естествознание, больших успехов достигает художественное творчество.

Словом, эллинистическая культура развивалась как синтез греческой культуры и культур восточных народов, и являла собой высокоразвитую, уникальную культуру своего времени.

В 3-ем веке до н.э. в античном обществе разразился длительный кризис, который привел к возникновению и развитию философских школ, отражающих