Лекция # 4 Философия в античной культуре


кризисные явления своего времени . Наиболее известные среди них были: киники, стоики, эпикурейцы, неоплатоники и др.

Киники. Основателем школы кинизма (кине – собака) был ученик Сократа Антисфен. Неприхотливый образ жизни Сократа навел его на мысль, что человек по-настоящему может быть самодостаточным и свободным, если сведет свои жизненные потребности к минимуму. Кинизм – переводится как «собачья философия». Символом кинизма стал Диоген Синопский, он исповедовал три принципа в своей жизни: анадейя – свобода, аскеза – непризнание наслаждений, автаркия – самодостаточность как безразличие к благам.

В истории философии за кинизмом не признается статус зрелой философской системы, но Диогену греки поставили памятник в форме собаки в благодарность за то, что он указал «наипростейший путь к жизни».
 

Стоицизм.
 

Слово «стоицизм» произошло от греческого слова stoa (портик, т.е. галерея с колонами). Основателем стоицизма считают Зенона Китийского. Позднее в качестве стоиков прославились Клеанф, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Их философские воззрения очень близки философии Гераклита.

Онтологическое основание мира они видели в единстве огня, воздуха, земли и воды. Огонь считался у стоиков основным элементом, благодаря этому весь космос представлялся единым огненным организмом со своими законами и постоянной изменчивостью.

Человек – это часть космоса. Главным вопросом для стоиков является определение места человека в космосе. Они приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, а сам человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, а потому человек должен принять ее такой, какая она есть. Неотвратимая необходимость – судьба - «ведет» того, кто добровольно ей повинуется и «толкает» того, кто ей противится. Действуя, люди отличаются не по тому, свободно или несвободно они поступают, а по тому – сбываются или не сбываются их планы. А потому мудрецы стремятся вести жизнь в согласии с природой и для этого руководствуются разумом.

Этика стоиков принесла им мировую славу. В ней содержались ответы на вопросы: что такое добродетель и долг, что такое счастливая жизнь и что мешает человеческому счастью? Самые главные причины человеческих несчастий стоики видели в печали, страхе, вожделении удовольствий, т.е. в страстях, которые следует контролировать посредством разумности и мужества, предусмотрительности и решимости. Каждый человек должен исполнять свой долг по отношению к природе, т.е. исполнять ее законы. По отношению к себе - он должен вести добродетельную жизнь, по отношению к другим людям - относиться к ним дружественно.

Человек как естественное существо стремится к самосохранению, что и движет его поведение, но он и общественное существо, а потому заботы о благе государства, отношение человека к космосу, их неразрывное единство выше личного блага. «Человек – гражданин мира», - утверждали стоики.