Лекция # 5 Феномен философии в культуре Средних веков


 План лекции

  1. Возникновение и исторические этапы развития философии Средних веков: патристика и схоластика.
  2. Борьба реалистов и номиналистов по вопросу существования универсалий.
  3. Специфика философского мировоззрения Средневековья.

На развалинах Античной цивилизации в 1 – 5 вв. н.э. возникает новая культура и новая философия, осмысливающая эту культуру. Христианская культура и феодальный уклад жизни определяют духовную силу и ценностные ориентиры философии Средних веков. Религия становится господствующей формой общественного сознания и определяет философские и мировоззренческие устремления людей этого времени. Философия этого времени пронизана проблемами религии: необходимо было доказать существование единого Бога и его могущество. И нужно отдать должное «отцам церкви», которые ставили очень острые, проблемные вопросы по этой теме и тем самым привлекали внимание людей к их решению:

  • Сотворен ли мир Богом, или существует от века?
  • Постижима ли воля Господа человеческим разумом?
  • Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость? И т.д.

Религия и церковь властвовали во всех сферах жизни граждан: они организовывали весь быт людей, определяя их труд, отдых и праздники. Родившись, человек должен быть окрещен, а когда умрет, его отпевали в церкви. Вся жизнь человека, таким образом, была под властным вниманием церкви. Церковь управляла и общественной жизнью граждан: она властвовала в экономике, являясь самым богатым «феодалом», ведь каждая семья должна была сдавать в пользу церкви десятинный налог. Влияние церкви в политической жизни государств Европы было неограниченным - ни один монарх не мог занять свой пост без благословения папы. Образование, наука, философия и культура в целом находились под властью церкви.

В философии Средневековья отчетливо проявились два этапа: патристика и схоластика. Каждый из этапов решал свои задачи.

Патристика (2-5 вв. – 7-8 вв. н.э.) – теолого-философское учение отцов церкви раннего христианства. Основная задача патристики заключалась в том, чтобы укрепить в обществе единобожие, а потому патристика объявляла борьбу язычеству, влияние которого еще ощущалось в обществе и порождало многочисленные ереси в еще неокрепшем христианстве. Философов патристики называют «апологетами» христианства, т.е. его защитниками.

Среди них самым крупным мыслителем этого периода был Аврелий Августин, или как его называли – Августин Блаженный (святой). Августин Блаженный (354 – 430 гг.) написал известный труд «О граде Божием», который называют «первой мировой историей». Августин излагает в этом труде свое понимание истории как борьбы двух враждебных царств - царства светского и царства Божия.

Он считает, что при сотворении мира Бог заложил в материальный мир зародыши всех вещей, из которых они потом самостоятельно развиваются. Августин учит, что сознание человека достоверно, если основой достоверности служит Бог и его учение.

Для Средневековья Августин в вопросах религии и философии был непререкаемым авторитетом, от него идет неоплатоническое учение ранней схоластики. Христианство утверждало монотеизм, и основная задача патристики заключалась в доказательстве Бога как внеприродного, вневременного существа. Под Богом понимали личность, сочетающую в себе божественное и человеческое начала. Споры о том, чего больше в Боге человеческого или божественного, привели к идее богочеловека (идея, которая активно развивалась в русской религиозной философии конца Х1Х века).

В теории познания вместо рационального познания мира укрепилась мысль о сверхразумном откровении. Христианство утверждало всемогущество Бога не только в творении мира, но и в его познании. Сам Бог олицетворял собой Истину, Добро, Красоту, Надежду, Веру и Любовь, т.е. самые главные ценности человеческой жизни.

С 7 – 8 вв. в христианской философии начинается период схоластики. Схоластика – это и особая школа в философии и особый тип мышления. Схоласты объявили христианское вероучение, т.е. Библию, откровением самого господа Бога, а потому и незыблемой истиной. Человеку оставалось только верить в библейские писания, вера же объявлялась и нормой познания. А какова была роль науки в процессе познания, если Библия содержала в себе откровение Бога, т.е. абсолютную истину?

Наука должна была только осмысливать божественные откровения и находить примеры, подкрепляющие содержание Библии. По существу, наука выполняла роль служанки богословия, ее основная функция заключалась в том, чтобы укрепить человека в вере. Если научные выводы противоречили библейскому писанию, они объявлялись ересью, и с ними разбирался суд инквизиции.

Схоласты свои представления о мире основывали на Библии, в которой говорилось о существовании трех миров: мира Бога – абсолютного, вечного, неизменного и прекрасного (рая), мира Дьявола – также абсолютного, вечного и неизменного, в котором Бог наказывал грешников за их грехи (ада) и мира человека, который сотворил Господь за шесть дней упорного труда. «Мир человека» был испытанием человека на верность заповедям господа Бога, если человек жил, соблюдая эти заповеди, то он после смерти Господь принимал его в раю, а, если нарушал господние заповеди, то место ему – в аду.

Теория познания изучала не природу, не человеческое бытие, схоласты были убеждены, что мир не следует познавать так, как его познавали древние греки,а потому шли бесконечные рассуждения о том, какой смысл вложил Бог в тот мир, который он создал, и каковы его сверхъестественные возможности Бога. В этих схоластических рассуждениях господствовал метод дедукции (т.е. рассуждения от общего к частному). Дедуктивный метод основывался на общих положениях Библии, которые рассматривались как откровение Бога и выражались в самой общей, умозрительной форме. Эти положения называли универсалиями. Универсалии рассматривались как основания познания, они должны были убедить человека в том, что истина, изложенная в Библии не только абсолютна, но и священна: кто, как не сам Господь, мог знать истинное положение вещей, которые он сам создал? В теории познания Средневековья возродилась проблема, которую еще во времена Античности поставил Платон: как существуют всеобщие идеи, т.е. идеи из «мира идей»? Их в Средние века принято было называть универсалиями.

У Платона всеобщие идеи существовали объективно, в «мире идей», а в Средние века схоласты утверждали, что абсолютная истина, т.е. универсалии находятся в Священном писании, т.е. в Библии. И также, как у Платона, они существуют независимо от человека.

Отвечая на вопрос о существовании универсалий, схоласты разделились на реалистов и номиналистов.

Реалисты утверждали, что всеобщие понятия существуют объективно, независимо от человека, т.е. по сути они придерживались точки зрения Платона, с той лишь разницей, что абсолютную, божественную истину они видели в Священного писания, а не в «мире идей». Крупнейшим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109гг.), видный теолог-схоласт и философ. Он учил, что в общих понятиях дается сущность вещей и, покоящаяся в самой себе истина, тождественна божественному откровению. Его кредо в познании: я верю, чтобы познать! Иными словами, вера должна предшествовать познанию.

Номиналисты утверждали, что универсалии – это всего лишь общие понятия, которые содержаться в единичных вещах и являются обобщениями единичных свойств этих предметов. Крупнейшим представителем номинализма был Пьер Абеляр (1079 -1142гг.) французский теолог-схоласт и философ. Он утверждал, что реально существуют только единичные вещи и их свойства, универсалии есть обобщения этих единичных свойств. Общие свойства, универсалии, отражают сущность отдельных предметов. Абеляр уточнил взаимосвязь единичного и общего в теории познания.

Номинализм исторически был противовесом реализму и схоластике в целом, которая теряла почву под ногами и превращалась в пустое теоретизирование, что затрудняло развитие науки и философии в целом. Поэтому в современной науке, оторванные от реальной жизни мысли и теории, называют «схоластикой». Как правило, это проявляется в бесплодном умствовании, начетничестве, жонглировании общими понятиями и в умозаключениях без обращения к фактам и практике.

В методологическом плане номиналисты стремились к индуктивному способу мышления и развитию эмпирического уровня науки. В социально-этическом плане они стремились возвысить каждого человека, способствовали становлению принципа свободы, укрепляли веру в человеческий разум. И тем самым способствовали развитию материалистической линии в теории познания.

Задача схоластической философии Средних веков заключалась в том, чтобы направить человеческий разум на путь божественного развития. Человек