Лекция # 5 Феномен философии в культуре Средних веков


должен ощущать себя гостем на земле и готовиться к вечной жизни после смерти. Если человек будет жить по заповедям Господа Бога, он попадет в рай, если будет грешить, – ему прямая дорога в ад и вечные муки за грехи земные.

На основе данной философии формировалось мировоззрение средневекового человека и общественное мировоззрение в целом. Особенности мировоззрения характеризовались следующими чертами:

1. онтологические представления формировались на основе библейского учения о бытии, где указывалось, что существуют три мира: мир Бога, мир Дьявола и земной мир, который Бог создал за шесть дней, населив его животными и растениями. Бог создал и самого человека, который является «тварью Господа Бога», т.е. его творением,

2. в теории познания существовала уверенность, что абсолютная истина дана в Библии, а потому не надо познавать этот мир, как это делали древние греки. Нужно внимательно читать Библию и понимать, какой смысл вложил Бог, когда создавал этот мир. Каждая вещь при таком подходе представлялась символом божественного творения, а теория познания в целом носила символический характер,

3. самой высокой ценностью был Бог. Он олицетворял собой Истину, Добро, Красоту, Веру, Надежду, Любовь. Человек, конечно, не мог быть Богом, но он должен был следовать его заповедям, чтобы после смерти попасть в рай. В эпоху Средневековья, в соответствии со сложившимися ценностями и мировоззрением, ученый должен был различать правильное знание, приносящее практическую пользу, и истинное знание, раскрывающее божественный, символический смысл вещей, позволяющий увидеть небесную сущность,

4. философия средневековья и мировоззрение этой эпохи носили оптимистический характер, т.к. вера во всемогущество Бога и его доброту были основными принципами образа жизни людей этой эпохи,

5. мировоззрению средневековья были присущи традиционализм и ретроспективность. Это означало, что истину надо было искать, прежде всего, в традициях, а ее доказательства в учениях философов прошлых веков. Поэтому так много в средневековых трактатах можно встретить цитат и разных ссылок на произведения древних и античных авторов,

6. пафос философии средневековья выражался в назидательности и учительстве. В произведении воссоздавался диалог между авторитетным учителем и скромным, поддакивающим учеником, учитель учил ученика, как нужно жить согласно учению Бога, т.е. основным нравственным принципам христианства. Учителей именовали экзегетами, т.е. толкователями Священного писания.

Вершиной средневековой схоластики было учение Фомы Аквинского (в миру его звали Томас, 1223 – 1274 гг.). Его учение оказало большое влияние на развитие теологической европейской философии. На основе учения Фомы Аквинского возникают в разное время такие философские школы как томизм, неотомизм (Х1Х – ХХ вв.), развивающие католическое учение и гордящиеся своим древним происхождением.

Фома Аквинский систематизировал ортодоксальную схоластическую философию, его труды «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» подвели