Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


1. Предпосылки возникновения арабо-исламской философии.

Термин «арабо-исламская» философия достаточно условный. Под ним понимается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя эта философия не всегда была религиозной, она развивалась в культуре, где доминировал ислам.

Победа ислама в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией (7-8 вв.) принесла новую форму организации общественной жизни – феодальные отношения. Монотеистическая религия ислама стала идеологией Арабского халифата и внесла совершенно новый тип сознания – надродовой, этнический. Ислам создает учение о едином человечестве, его корнях и едином Боге. Коран вводит два типа веры: «ислам» - подчинение, покорность и «имам» - вера, основанная на убеждениях и знании.

Таким образом, вера была внешней и внутренней, основанной на знании. Ислам освободил человека от познания абсолютной истины, о подвластности человека року, судьбе и предоставил человеку возможность выбора своей судьбы. Свобода воли, предоставленная человеку исламом, невозможна без знания, поэтому Коран провозглашает разум и знания основными добродетелями человека, без которых нет настоящей веры.

Арабская философия определяет себя как новую рациональность, анализирующую исходный материал – «Коран». Первые концепции единства бытия и единственности мироздания были предложены МУТАЗИЛИТАМИ (М.) (отделившиеся, обособившиеся).

Это была первая крупная школа в мусульманской «спекулятивной философии», которая называлась КАЛАМОМ (арабск. – речь, беседа) В историко-философском плане Калам можно рассматривать как попытку анализа «священного писания» с точки зрения философии.

В Каламе принято выделять три этапа: ранний –мутазилизм (1Х в.), поздний – атаризм (Х-ХП в.в.) и фальсафа – сближение Калама с философией восточного перипатетизма (аристотелизма).

Мутазилиты были наиболее радикальными критиками ислама. Они настаивали на необходимости подвергнуть проверке разумом все принципы ислама и отождествляли Бога с законами природы, утверждая, что Бог только создал все сущее, а потом природа существовала сама по себе и развивалась по своим законам (деизм).

Историческая заслуга мутазилитов заключалась в том, что они первыми выступили против догматов ислама, опирающихся на слепую веру, и считали, что единобожие несовместимо с признанием реальности божественных атрибутов, отличающихся от божественной сущности – знания, могущества, жизни. Об их философии красноречиво свидетельствуют следующие принципы: