Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


  1. ценности – объективны,
  2. Бог – источник блага,
  3. ценности рационально познаваемы,
  4. действуя, человек может быть источником добра и зла,
  5. ответственность человека за содеянное влечет божественное наказание или вознаграждение.

Еще одно направление в арабской философии – СУФИЗМ, мистико-аскетическое учение в исламе. Суф – грубая шерсть. Суфиями называли мусульман – мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Они были аскетами и мистиками. Суфием мог стать представитель любого религиозного направления в исламе, любого социального сословия. Среди суфиев были выдающиеся арабские литераторы, философы, богословы.. Суфизм - явление историческое, он начал распространяться с УШ века, а его расцвет приходится на Х – Х1 в.в., когда он получил широкое распространение во всех странах Востока и во всех сферах общественной жизни. Суфистская теория и практика предполагала уход от реальной жизни, пассивное отношение к миру, т.к. мирская жизнь лишена красоты, справедливости и свободы. Суфизм предлагает путь аскета в поиске лучшего мира. Он заключается в единственном способе - уйти от мирских дел. И этот «истинный мир любви и добра» возможен только на небесах.

Основные идеи суфизма:

  • верующий должен непосредственно общаться с Богом через молитву и подвижничество,
  • суфийский шейх должен быть примером для верующих,
  • суфисты развивали учение о равенстве людей перед Богом и приветствовали исламские традиции, заключающиеся в помощи имущих неимущим и разные пути самосовершенствования человека,
  • интуиция и озарение признавались суфистами способом решения мировоззренческих проблем. С их помощью они пытались в целокупности представить всю действительность и человека,
  • их теория познания была символической и наполненной «тайным знанием». Метод как бы зашифровывал всю полноту и конкретность жизни, основывался на иррациональном начале, постигаемом в божественной любви.

К суфистам относятся выдающиеся философы-мистики и поэты Абу Хамид ал-Газали, Омар Хайям, ас-Сухраварди и мн. др.

2. Арабо-мусульманские философы, развивающие наследие Античной философии. Арабо-мусульманские философы принимают основной итог античной философской мысли и развивают ее в силу своих возможностей и знания. Большинство арабских мыслителей были комментаторами и последователями Аристотеля, поэтому их называют перипатетиками.

Основоположником восточного перипатетизма (перипатос – крытая галерея в Ликее Аристотеля) был известный ученый по прозвищу «философ арабов» - Аль-Кинди,