Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


врач, математик, астроном и философ. Родился в Басре (800 – 879 г.), южный Ирак, жил и работал в Басре и Багдаде.

Первый среди арабов выступил как сторонник Аристотеля и комментатор его творчества. На место 10 аристотелевских категорий он поставил пять и назвал их прасубстанциями: материя, форма, движение, пространство и время. Он идет вслед за Аристотелем в учении о материи и форме, но больше подчеркивает значение материи: «Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и все прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется». Природные явления всегда находятся в движении. Таковы онтологические представления аль-Кинди.
 

Теория познания.
 

В противовес религиозным воззрениям, отрицавшим возможности познания с помощью науки, Аль-Кинди считал разум человека единственным источником познания и критерием истинности. Вещи, обладающие бытием, - познаваемы. Он предлагает схему познания, состоящую из трех ступеней:

  • логика и математика,
  • естественные науки,
  • метафизика, т.е. решение философских проблем.

Истина является начальной и конечной целью познания и необходима для нашей деятельности. Истину познаем только тогда, когда познаем причину происходящего. Причина – это действующее начало, либо завершение познания, это то, ради чего возникла и существует вещь. Чтобы познать вещь, надо ответить на четыре вопроса: есть ли это? что это? каково это? и почему это? Истина – это благо, ее надо собирать по крупинкам и благодарить людей, кем бы они не были, если они внесли свою долю в познание истины, считает Аль-Кинди. Он обращает внимание на два вида познания: чувственное, - познает то, что ближе к нам, но дальше от сущности, и разумное, исследующее сущность родов и видов предметов.

Философию Аль-Кинди называет самым возвышенным из благородных человеческих искусств. Задача философии – познание истинной природы вещей в меру человеческих возможностей.

За эти прогрессивные идеи Аль-Кинди подвергся преследованиям со ены, а он стороны исламистских схоластов, его сочинения были уничтож сам умер в безвестности то ли в 60-х., то ли в 70-х годах 1Х столетия.

al farabiАЛЬ – ФАРАБИ

Его называли «вторым Аристотелем». Родился он в местечке Фараба в 870 - умер в 950 г. Написал более ста работ по логике, классификации наук, теории музыки, по этике, политике, а также обстоятельные комментарии к «Метафизике» Аристотеля и др. его работам.

Онтологические взгляды Аль – Фараби.