Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


Его взгляды на сущность и строение мира были близки платоновскому учению об идеях. Мир для Аль-Фараби представляется как девять заключенных друг в друге сфер – небосводов, обладающих душами, которые заставляют эти сферы вращаться вокруг Земли и которые в свою очередь получают энергию от первоисточника, т.е. от Бога. Движение и соприкосновение сфер рождают четыре основных элемента: воду, воздух, огонь и землю. Комбинация этих элементов образует тела. Тела состоят из формы и первичной материи, которая вечна и не зависит от Бога, хотя он и есть первопричина бытия.

Теория познания.

Средством познания бытия являются науки, которые Аль-Фараби делит на теоретические и практические (этика, политика). Первенство в науках принадлежит логике, так как именно она позволяет отличать истинное знание от неистинного, являясь основой разума.

Закон противоречия – основной закон логики, но в процессе познания Аль- Фараби, так же как и Аль Кинди, выделяет две ступени познания: чувственное познание (ощущение), отражающее разные стороны бытия и рациональное мышление, отражающее сущностные стороны бытия.

Таким образом, чувственное познание отражает внешние, изменчивые свойства предметов, а рациональное – сущность предметов, их субстанциональные особенности.

Теория познания Аль Фараби непосредственно связана с его учением о душе. Именно она обладает способностью чувствовать и мыслить. Душа и тело у Аль Фараби непосредственно связаны между собой, душа появляется и умирает вместе с телом. У Платона душа – бессмертна, поэтому у Аль Фараби познание – это не воспоминание души в ее прежнем бестелесном состоянии, а постижение природы на основе органов чувств.

Социальный идеал Аль Фараби изложен в его работе «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Аль Фараби считает, что общество должно существовать без войн и насилия, граждане не должны порабощать друг друга, их отношения должны строиться на дружбе, взаимопомощи и доверии. И хотя общество разделено на слои, отношения между ними должны строиться на социальной гармонии (согласии). Таким обществом может управлять только просвещенный монарх.

Идеи Аль Фараби оказали сильное влияние на развитие философских и социальных идей стран Востока. Под влиянием его философии формировалось мировоззрение видных философов Востока: Ибн Сины, Ибн Баджи, Ибн Рушда и других.

avicenaИБН СИНА АБУ АЛИ (980 – 1037гг.), врач, естествоиспытатель, поэт народов средней Азии, родился близ Бухары.

В Бухаре прошла его юность, и началась научная и врачебная деятельность. Авиценна (его латинизированное имя) выражал прогрессивные идеи своего времени, стремился возродить интерес к научному познанию вообще и в частности к изучению природы. Опираясь на философию Аристотеля, он стремился освободить науку от влияния богословия.