Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


Его основные сочинения: «Медицинский канон», состоящий из 5 частей, и «Книга исцеления», содержащая 18 частей, получили широкое распространение на Востоке и в Европе. Они были написаны на родном языке Авиценны – дари, на котором говорили предки современных таджиков. Чтобы Европа могла ими пользоваться, книги были переведены на латинский язык. Еще одно сочинение Ибн Сины пользовалось большой популярностью «Даниш-Намэ», это была краткая философская энциклопедия 10 века, название можно перевести как «Книга знаний».

Онтологические представления:

Философские взгляды Ибн Сины противоречивы: материализм смешивается с теологией. Мир, полагает он, возникает путем эманации, т.е. истечения божественной сути, но существует он по строгим законам природы. Мир материален и вечен, как и сам Бог. Бытие не имеет границ и его познание разделяется на субстанцию (познание сущности) и акциденцию (познание случайных свойств). Источник существования субстанции нужно искать в самих предметах, субстанция – это сущность природы, акциденции - проявляют себя в связях между предметами.

Авиценна отрицает существование абстрактной формы материи, он пишет: «...телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи». Движение потенциально содержится в материи, объяснить его «толчком» невозможно. «Движение есть видоизменение тела, которое происходит постоянно...»

В природе царит естественная закономерность, и все явления причинно обусловлены, т.е. взаимосвязаны между собой на основе объективной закономерности. Это положение в философии называется – детерминизмом.

Теория познания.

Ибн Сина большое внимание уделяет теории познания, развивая и популяризируя логическое учение Аристотеля о методах доказательства, суждениях и силлогизме. Силлогизм это умозаключение, в котором два суждения связаны между собой общим средним, и третье суждение выводится из первых двух. Авиценна создал оригинальную классификацию наук, разделив их на практические и теоретические. Практические, трактуют поведение человека, теоретические – исследуют природу ради получения истинного знания. В свою очередь, теоретические науки он делит на «чистые» - учение о материи, и прикладные – медицина, астрономия и т.п. «Чистой» науке он придавал особое значение, оценивая ее гораздо выше, чем прикладные.

Авиценна выдвигал положение о раздельном существовании религии и философии, о независимости человеческого разума от догматов церкви.

В социальной жизни он требовал справедливости, которую почитал высшим благом и украшением человеческих поступков. Его работы по медицине считались важным руководством для врачей на протяжении пяти веков.

Врач, который лечил В.И. Ленина, пользовался работами Авиценны.