Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


ibn-rushdИБН РУШД (1126 - 1198 гг.), арабский мыслитель, развивавший материалистическую сторону учения Аристотеля. Родился в Испании, служил судьей, работал придворным врачом эмира Юсуфа. За свободомыслие был изгнан из Испании и умер в Марокко.

Большинство его произведений являются комментариями к произведениям Аристотеля. Он создал новый тип комментария, ставший впоследствии традиционным. Аверроэз (латинизированное имя Ибн Рушда) сохраняет авторский текст, а комментарии к тексту пишет отдельно.

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ.

Ибн Рушд был основателем философского учения аверроизма. Он твердо стоял на материалистической позиции, и считал, что мир не сотворен Богом. В основе его лежит первоматерия, которая несотворима и неуничтожима. Бог и материя появились вместе, и задача Бога – превратить потенциальные формы материи в действительные.

Движение, как и первоматерия, вечны и неуничтожимы. Время доступно измерению благодаря движению, которое существует как изменяющиеся во времени стадии: возникновение, изменение, разрушение. В природе царит строгая закономерность. Ибн Рушд отводит в природе место для Бога, как первосоздателя, а затем природа живет по своим законам. Такая точка зрения получила название ДЕИЗМА, в европейской философии особенно широко была распространена во времена Просвещения.

«Бог лишь чистый разум, а не волевое начало»,- утверждает Ибн Рушд.

По своей философской сути это была материалистическая обработка учения Аристотеля, хотя и включала элементы неоплатонизма и восточных религиозных традиций. В учении о «едином интеллекте» Ибн Рушд выступил как объективный идеалист, но индивидуальное сознание он понимал материалистически. Жизнь души он тесно связывал с телом, утверждая, что бессмертие души и загробная жизнь – всего лишь фикция. О бессмертии можно говорить только лишь как о бессмертии человеческого рода. Бессмертен всеобщий человеческий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни всех поколений.

Благодаря всеобщему человеческому разуму человечество может созерцать абсолютную истину. Ибн Рушд стремится освободить науку от религии, так как у науки и у религии разные истины. Это положение о двойственной истине получит дальнейшее развитие у его последователей – аверроистов.

Аверроэз считает чувственное познание совершенно необходимым, так как из него извлекается знание об общем. До этой общей истины и абсолютного знания доходит только интеллектуальная верхушка общества, а народу следует внушать образную веру.

Ибн Рушд ратовал за справедливое общество, требовал равноправия для женщин и их участие в государственных делах.

Творчество Ибн Рушда давало основание для развития в Западной Европе антицерковных, атеистических и материалистических настроений. Продолжатели его учения – аверроисты, составили открытую оппозицию догматическому католицизму.