Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


omar-khayamОМАР ХАЙЯМ (1048 - 1123 гг.)

Жизнь и творчество великого персидского и таджикского поэта, ученого Омара Хайяма составила целую эпоху в мировой науке и культуре. Он был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого многогранного таланта. С подлинной страстью поэта он работал в области естественных и гуманитарных наук, занимался философией, логикой, медициной, историей, географией, языкознанием.

Математику и астрономию своего времени Хайям поднял на новый уровень рационального познания, объяснил связь науки и философии. Современники называли его гением в различных областях науки и культуры.

Его поэтические произведения - рубаи - представляют собой маленькие философские поэмы, в которых раскрывается полнота жизни, оптимизм и радость человека, умеющего ценить минуты отдыха и расслабления. Эта восточная мудрость выражена в гениально лаконичной форме – рубаятах:

 

Приход наш и уход... Загадочны их цели,
Все мудрецы земли осмыслить не сумели,
Где круга этого начало, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем от селя?

Я в этот мир пришел...Богаче стал ли он?
Уйду, великий ли потерпит он урон?
О, если б кто-нибудь мне объяснил:
Зачем я из праха вызванный, вновь стать им обречен?

Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом предложенный, прими,
Из рук же дурака – не принимай бальзама.

По своему мировоззрению Хайям принадлежал к суфизму, моральные идеалы которого напрямую были связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством, совестливостью, утверждением добра, любви и неприятием зла. Для многих мусульманских народов суфизм стал неотъемлемой частью их духовной культуры.

О, небо, к подлецам щедра твоя рука,
Им бани, мельницы и воды арыка,
А тем, кто чист душой – всего лишь корка хлеба,
Такое небо, - тьфу, не стоит и плевка.

Когда б я властен был над этим небом злым,
Я б сокрушил его и заменил другим,
Чтоб не было преград стремленьям благородным
И человек мог жить тоскою не томим.

Хайям принимал активное участие в решении проблем, которые находились в центре внимания, как ученых Востока, так и Запада.