Лекция # 7 Философия в культуре Ренессанса и Реформации


 ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Впервые после почти тысячелетнего господства религии, люди стали смотреть на себя и окружающий мир без страха и ужаса перед Богом. Впервые свободное развитие личности было провозглашено неотъемлемым правом человека. С этого времени начинает формироваться институт личности, для которого характерны самостоятельность, ощущение собственного достоинства и самоидентификация собственного Я. (Самоидентификация – осознание собственного Я через прошлое, настоящее и будущее).

В эпоху Возрождения существование Бога не отрицалось. Признавалась его роль в акте творения всего земного, но в дальнейшей жизни природы и человека Бог не участвовал, поэтому человек должен сам создавать себя и строить свою жизнь самостоятельно. Эта точка зрения в философии называется деизмом.

И хотя искусство возрожденцев было облечено в религиозную форму: на полотнах и фресках в соборах изображались сюжеты из «Библии», мадонны с младенцами, но их содержание было земным. Рафаэль Санти писал о своей «Сикстинской мадонне», что в ней он отобразил собирательный образ итальянской крестьянки.

Культура понималась возрожденцами как результат деятельности человека, как совокупность его умений, навыков и творчества. Основываясь на таком понимании культуры, в Х1Х в. Альберт Швейцер дает ей следующее определение: «Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества, во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». «Культура и этика».

Менталитет культуры Возрождения культивирует индивидуальность творчески одаренных людей. Очевидно, благодаря этому эпоха Возрождения дала миру выдающихся гениев, обладающих ярким темпераментом, образованностью и ученостью. Человек стремится реализовать весь запас имеющихся у него творческих сил, способностей и талантов. Он творит свободно, радостно и вдохновенно, не оглядываясь ни на какие сверхъестественные силы и земные препятствия и видит в этом смысл своей жизни.

В науке он стремится установить непосредственный контакт с природой и обществом, одновременно познавая самого себя. И наука и искусство объединяются вокруг единой цели – познать мир человека и правдиво отобразить его жизнь. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга в реализации синтеза искусства, науки и техники.

Таким образом, в эпоху Возрождения создается универсальное мировоззрение. С помощью законов природы возрожденцы стремятся создать целостную картину мира и объяснить гармоническую взаимосвязь человека с природой и обществом.

Это была первая в истории человечества концепция гуманистического мировоззрения, которая отражала интересы молодой буржуазии, заинтересованной в быстром и мощном развитии промышленности и науки. Это мировоззрение освобождало творческую энергию человека в поиске истины и красоты. Возрожденцы были полны оптимизма и веры в человеческий разум. Они были убеждены, что действительность раскроет перед человеком свои тайны и секреты, и ничто не может устоять перед волей, разумом и талантом человека.

michelangelИдеалом эпохи был героический образ человека, прекрасного, сильного духом героя, понятного и близкого народам всех эпох. david michelangeloЭтот идеал нашел свое воплощение в гениальной скульптуре Микельанджело «Давид». Гуманистическое мировоззрение, создавшее идеал человека и считающее его жизнь высшей ценностью, выделяет три важнейшие составляющие: физическое совершенство, интеллектуальное богатство и моральную чистоту. Его общечеловеческое содержание не утратило своей актуальности до наших дней.

Стиль жизни людей эпохи Возрождения отвечал их мировоззренческим установкам: страсть к познанию (их девиз: «Ни одного дня без нового знания!»), необходимость применять знания в своей деятельности, потребность в распространении новых идей в публичных выступлениях и на занятиях с учениками, в беседах с друзьями и дискуссиях с оппонентами.

Многообразная и бурная деятельность в области интеллектуальной жизни породила новую социальную  общественную структуру   – интеллигенцию, которая зарабатывала себе на жизнь будучи учеными, писателями, художниками и т.п.

Итак, в эпоху Возрождения, когда искусство становится господствующей формой общественного сознания, открывается новый этап в развитии человеческой культуры. Возникает новая наука и философия, принципиально меняются ценности Средневековья:

  1. Человек становится мерой всех вещей и создателем Истины и Красоты. Свободное развитие личности провозглашено неотъемлемым правом человека. Самая выдающаяся ценность - творческая индивидуальность человека.
  2. Человек приобретает большую самостоятельность и свободу для утверждения собственного таланта, испытывая при этом чувство собственного достоинства и гордость за совершенные дела.
  3. Человек убежден, что достичь собственных целей он может с помощью знания объективных законов природы и общества, он верит в науку и собственный разум. В искусстве он добивается отображения правды жизни с помощью реалистического метода.
  4. Возникает институт личности и новая социальная структура -  интеллигенция. Народы начинают развивать свои культуры на национальных языках.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

Натурфилософские представления эпохи Возрождения, т.е. представление ученых о природе, космосе и мире в целом, были представлены Николаем Кузанским, Николаем Коперником, Йозефом Кеплером, Джордано Бруно, Галилео Галилеем.

kopernikРеволюцию в понимании мироздания произвел Н. Коперник. Он разрушил античное представление о космосе, в центре которого находилась Земля (геоцентрическая система) и утверждение античных философов о том, что космос существовал якобы «от века», т.е. всегда.

Вся жизнь Н.Коперника была подчинена одной цели – он утверждал в своем творчестве и обосновывал новую систему мира, которая получила название гелиоцентрической (гелио – солнце) системы и была изложена в его работах «Малый комментарий» и «О вращениях небесных сфер».

Основные постулаты (требования) гелиоцентрической теории следующие:

  1. Центром мироздания является не Земля (Гео), а Солнце (Гелиос),
  2. Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер,
  3. Центр Земли – не центр мира, а всего лишь центр тяготения лунной орбиты,
  4. Земля вместе с воздухом и водой совершают в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов,
  5. То, что нам кажется движением Солнца, на самом деле связано с движением Земли вокруг Солнца.

Таким образом, наша Земля обладает двумя способами движения: А) движением вокруг своей оси, когда сменяется день ночью и Б) движением вокруг Солнца, когда происходит смена времен года.

Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична, а размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы. Гелиоцентрическая система Коперника нашла свое обоснование в работах немецкого астронома и исследователя природы Иоганна Кеплера. Профессор математики, Кеплер рассчитал орбиты планет солнечной системы, и пришел к выводу, что они имеют не круглую, а эллиптическую форму. Он открыл три закона движения планет. Учение Коперника и Кеплера имели огромное значение для формирования научной картины мира в ХУШ веке.

dzhordano-brunoДжордано Бруно создал пантеистическую теорию строения мира, которая прокладывала путь к материалистическому пониманию мироздания. Космос он отождествляет с бесконечным Божеством и утверждает, что природа это и есть Божество, никакого другого творца в природе не существует. Этим самым он снимает разницу между творцом и творением. Бруно разрушает традиционное противопоставление формы и материи, которое существовало со времен Платона - Аристотеля, когда форма мыслилась активным, творческим началом, а материя пассивным субстратом. Бруно передает творческое, активное начало жизни и движение - материи и утверждает, что природа есть «Бог в вещах». По сути все функции Бога Бруно передал природе, а таких еретических взглядов церковь ему простить не могла. Он был предан суду инквизиции и в 1600 году сожжен на костре, не пожелав отказаться от своих взглядов.

Природа, в понимании Бруно, явилась причиной самой себя (causa sui), и никакой третьей силы для ее возникновения и развития не требуется.

galileiИтальянский ученый и философ Галилео Галилей явился создателем экспериментально-математического метода исследования и проявил себя в области методологии науки. Он сформулировал принципы механической картины мира. Не случайно И.Ньютон, признавая заслуги своих предшественников, высказал такую мысль: « Я стоял на плачах у гигантов».

Галилей решительно отделил науку от религии. Материю он представлял как телесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Корпускулы имеют форму, величину, занимают место в пространстве, находятся в состоянии движения или покоя, не обладают ни запахом, ни вкусом, ни цветом. Закон Галилея о равномерном движении «выбил» из рук представителей церкви главный аргумент: если бы Земля вращалась с такой скоростью, утверждали служители церкви, то вихрь, образующийся при этом, смел бы все с лица Земли. Галилей доказал, что равномерное движение, каким бы оно быстрым не было, не отражается на процессах, совершающихся на поверхности тела.

Путем блестящих экспериментов Галилей создал важнейшую отрасль механики – динамику, учение о движении тел. Законы динамики дали строго математическую трактовку законам природы. А само понятие закона приобрело строгое научное содержание, как объективной связи между предметами и явлениями природы.

Галилея называли «Коперником неба»: он сконструировал телескоп, с помощью которого увидел на луне кратеры, хребты, рассматривал скопление звезд. Его книга «Диалог» была запрещена церковью, но уничтожить идеи Коперника, Бруно и Галилея было уже невозможно, т.к. в эпоху Возрождения появилось книгопечатание.

Онтологическую систему Галилея в целом можно охарактеризовать, как механистический материализм с деистическим взглядом на происхождение природы.

Теория позносила  у  Галилея носила преимущественно аналитический характер, что вполне соответствовало эпохе начала мануфактурного производства с расчленением производственных процессов на составляющие операции. А также уровню развития науки, накапливающей факты, описывающей их и систематизирующей их по родам и видам.Предметом науки Галилей считал изучение законов природы и человека, а задачей – применение законов для улучшения жизни людей. Он пришел к выводу, что познание безгранично.

Галилей был убежден, что традиционная (формальная) логика незаменима при правильном построении мысли, при передаче уже открытых истин, но она не способна к открытию новых истин. Эта задача может быть решена только научной методологией. Он разработал принципы исследования опыта как результата наблюдения и открывает еще один метод эмпирического познания – эксперимент. Эксперимент – планомерно поставленный опыт, который ученый может повторить столько раз, сколько ему потребуется.

При изучении природы ученый должен пользоваться двумя методами – аналитическим и синтетическим, т.е. индуктивным и дедуктивным. Это были первые шаги в создании методологии науки.

Таким образом, Галилео Галилей сформулировал важнейшие принципы и законы механической картины мира, сделал первые шаги в создании методологии науки. Механистический взгляд на природу не позволил Галилею полностью освободиться от Бога, который, как он считал, когда-то создал мир, но потом предоставил ему развиваться самостоятельно по своим законам, изучение которых – дело науки. (Деизм).

3.Социально-политические идеи Возрождения.

machiavelliНикколо Макиавелли (1469-1527), общественный деятель, политик, историк, военный теоретик.

Его политический идеал государства – римская республика, в которой он видел воплощение идей сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок и влиять на жизнь других народов. Основу такого государства Макиавелли видит в хорошем законодательстве и сильной армии, стоящей на страже государства и законов. Республика - лучшая форма правления, т.к. делает каждого человека ответственным за судьбу государства. Но если у народа отсутствуют добродетели, то республиканская форма правления – невозможна. В трактате «Государь» Макиавелли описывает способы создания сильного государства и считает, что для достижения политических целей все средства хороши: «цель оправдывает средства». Он считает, что государство необходимо для обуздания эгоистической природы человека, а потому для достижения своих целей государь может пренебречь нормами морали. Такова точка зрения «государственного» человека и политика.


tomas-morТомас Мор (1478 – 1535), закончил Оксфордский университет, относился к протестантам,
а потому отказался присягнуть английскому королю как верховному главе англиканской церкви. За это его посадили в Тауэр, а затем обвинили в измене и казнили. В 1886 году его причислили к лику святых, а в 1935 он был канонизирован.

В 1516 году вышел в свет его трактат «Утопия» (дословно - место, которого нет). В трактате Мор изобразил общество, в котором отсутствовала частная собственность, производство и быт были обобществлены, введено равенство потребления: по потребностям. Труд был обязанностью всех граждан, рабочий день длился 6 часов. Наиболее трудные и грязные работы выполняли преступники. Политический строй основан на принципах выборности и старшинства. Семья основана на производственных началах, а не на кровнородственных. Если в семье появился ребенок, который не желает трудиться там, где трудится его семья и ему по душе другой вид деятельности, то этот ребенок будет воспитываться и жить в той семье, которая занимается понравившимся ему видом деятельности.

«Утопия» оказала большое влияние на последующих реформаторов: Бабефа, Сен-Симона, Фурье и др., которых стали называть социалистами-утопистами и которые оказались предшественниками марксистской философии.
 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
 

  1. Господствующая форма общественного сознания – искусство, которое предметом своего отображения считает – Человека и его жизнь . Отсюда – антропоцентризм в философии.
  2. Создание общечеловеческого гуманистического идеала, сочетающего в себе физическое совершенство, интеллектуальное богатство и моральную чистоту.
  3. Признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Признание творческой сущности человека за высшее достоинство личности и высшей ценностью для общества. Был сформирован институт личности и образовалась новая социальная структура – интеллигенция.
  4. Развивалась идея доминирования эстетического понимания мира над моральными и научными представлениями.
  5. Понимание устройства мира с точки зрения гелиоцентрической системы Н. Коперника.
  6. Дж. Бруно развивает теорию пантеизма, как стремление освободиться от диктата Бога и укрепить позиции материалистического понимания мира.
  7. Новые идеи социального обустройства общества: республика, в которой каждый человек, по мнению Н.Макиавелли, ответственен за судьбу государства и утопические представления Т.Мора о самом справедливом обществе.

Самостоятельная работа по теме № 7.

1.Дайте определение базовым понятиям:

  • Ренессанс –
  • секуляризация –
  • самоидентификация –
  • свободное развитие личности –
  • деизм –
  • креационизм –
  • культура - 
  • менталитет –
  • смысл жизни человека –
  • синтез искусств в архитектуре –
  • идеал эпохи Возрождения –
  • гуманистическое мировоззрение –
  • гелиоцентрическая система –
  • пантеизм Дж. Бруно –
  • опыт –
  • эксперимент-
  • механистический материализм –
  • предмет науки у Галилея –
  • идеал государства у Макиавелли –
  • «Утопия» Т. Мора вышла в свет в