Лекция # 8 Западноевропейская философия Нового времени


План лекции

  1. Общая характеристика Нового времени в Европе.
  2. Основные философские идеи Френсиса Бэкона.
  3. Борьба со средневековой схоластикой Рене Декартом.
  4. Выводы.

Новое время в Европе ознаменовалось приходом капиталистических отношений. Капиталистическое производство потребовало интенсивного развития промышленности, новых географических открытий, поисков новых рынков сбыта, разработки полезных ископаемых, а также создания скоростных и мощных транспортных средств, новых технических и научных открытий для оснащения машинного производства и другой техники. Решение этих задач без развития науки было просто невозможно. Такая всеобщая востребованность науки делает ее господствующей формой общественного сознания, и наука распространяет свое влияние на все другие формы общественного сознания, формирует мировоззрение людей Нового времени.

Теория познания (гносеология) становится главным предметом познания в философии.  А задача, которую решала философия Нового времени - избавиться, как можно скорей, от схоластики Средневековья и сделать науку инструментом познания природы, общества и деятельности человека.

francis baconЗа решение этой задачи взялся выдающийся английский философ, дипломат, лорд хранитель королевской печати Френсис Бэкон (1561 – 1626 гг.).

Три идейных фактора определили формирование и характер философии Нового времени: 1.Возрождение античных традиций, 2.Религиозная реформация, 3.Развитие естествознания.

Воздействие этих факторов отчетливо прослеживается в философских воззрениях Фр. Бэкона. Его философия была продолжением натурфилософии эпохи Возрождения, которую он освобождал от пантеизма (учение, отождествляющее Бога и природу, Дж. Бруно), мистицизма и различных суеверий.

В философии Бекона натурфилософия сочеталась с началами аналитического метода, поэтичностью и трезвым рационализмом. Критическое отношение к схоластике сочеталось с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. К. Маркс так характеризовал материализм Бэкона: «У Бэкона материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человечеству». (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т. 2, с.142-143.)