Лекция # 8 Западноевропейская философия Нового времени


В отличие от античных и средневековых философов, которые ценность науки в Новое время видели прежде всего в овладении новым знанием, Бэкон видит ценность науки в практическом ее использовании. Наука  не может быть знанием ради знания, целью самой по себе, мудростью ради мудрости, - утверждает Бэкон. Конечная цель науки – изобретения и открытия, позволяющие человеку совершенствовать себя и свою жизнь. Он выделяет два вида познания – плодоносное и светоносное. Плодоносное познание начинается с восприятия окружающего мира органами чувств и дает непосредственную пользу человеку. Светоносное познание – должно познавать законы явлений и сущность вещей.

Основой познания Бэкон считает опыт и использует его как средство борьбы со средневековой схоластикой:

  • общие понятия есть результат обобщения эмпирических данных,
  • создаются эти обобщения на основе индуктивного метода мышления, т.е. мышления от частного к общему,
  • индуктивное мышление дополняется такими научными методами как анализ и синтез.

Как видно из общих положений теории познания, источником знания и критерием истины для Бэкона является опыт. Поэтому вся его философия носит эмпирический характер (эмпирия – опыт).

Научное познание, утверждает Бэкон, начинается с восприятия окружающего мира органами чувств. И в нашем знании ничего другого, кроме знаний, добытых с помощью чувственного познания, не содержится. Такая позиция в теории познания получила название сенсуализма (от франц. – сенсус – чувство). В афористической форме позицию сенсуализма выразил Джон Локк: «Нет ничего в нашем разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационалист Лейбниц так парировал это высказывание: «кроме самого разума».

Из этого «диалога» следует сделать вывод, что весь процесс познания и добытое в этом процессе знание сенсуалисты сводили к чувственному познанию, а их оппоненты, рационалисты, считали, что только разум способен дать истинное знание. Сенсуалисты преувеличивали роль чувственного познания, а рационалисты абсолютизировали значение рационального познания. И в этом была ошибка и тех и других.

Значение философии Бэкона в истории философии состояло в том, что с помощью чувственного познания, изучающего непосредственный опыт, он успешно боролся со средневековой схоластикой и заложил основы современного научного познания.  «Я работаю, чтобы заложить основы будущего процветания и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю науку, искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых ремесел...» (Френсис Бэкон).

По пути технологического совершенства развивается наука и в современном обществе, убеждая нас в истинности афоризма Бэкона: «Знание – сила».