Лекция # 8 Западноевропейская философия Нового времени


В 1620 году Бэкон пишет работу, названную им «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы». Назвал он свою работу по аналогии с «Органоном» Аристотеля и посвятил ее, как и Аристотель, теории познания, но это было уже в Новое время, а потому в «Новом Органоне» раскрываются новые проблемы, ставятся и решаются новые задачи теории познания, которые были актуальными в Новое время.

В «Новом Органоне» Бэкон указывает на четыре типические ошибки, которые допускает человек в процессе познания. Эти ошибки он называет «идолами»:

  • идолы рода – ложные представления людей о мире,
  • идолы пещеры – ошибки в процессе индивидуального познания,
  • идолы рынка – ошибки от неправильного употребления слов и понятий,
  • идолы театра – результат некритического заимствования идей и понятий из различных философских школ.

По мнению Бэкона, борьба с идолами должна вестись по многим направлениям: идолы рода – можно вытеснить усилиями просвещения и образования, идолы пещеры – развитием интеллекта и мышления человека, идолы рынка – заставляли обратить внимание на язык, речь, точное употребление понятий, идолы театра – преодолевались с помощью отказа от доминирующей роли авторитетов и традиций.

«Новый Органон» был составной частью великого замысла универсальной реформы человеческого познания. Этот замысел Бэкон решил осуществить в произведении «Великое Восстановление Наук». Способ восстановления наук он видел в утверждении в научном познании опытного метода исследований и открытий, как основного способа борьбы со средневековой схоластикой.

Бэкон утверждает индуктивный метод научного познания, в основе которого лежат опыт и эксперимент. Наука в ХУП веке находилась на эмпирическом уровне познания и накопление фактического материала было основной задачей науки.

Таким образом, теория познания начиналась с накопления опытных данных и истинность научных открытий проверялась опытным путем. Такая теория познания получила название – эмпирической.

Если схоластика, с которой так упорно боролся Бэкон, проявляла свое интеллектуальное иго через жесткую регламентацию научной мысли через религиозные догматы, предписания авторитетов и отсутствия строгих научных критериев для отличия истины от вымысла, то индуктивный метод Бэкона, используемый для получения новых открытий, утверждал в науке критически выверенное позитивное научное знание, находящееся на эмпирическом уровне развития.

Провозгласив великое значение естественных и технических наук для человеческого могущества, Бэкон верил, что эта идея станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни. И сейчас, столетия спустя, мы осознаем пророческую силу слов создателя новой науки: «Знание – сила».