Лекция # 8 Западноевропейская философия Нового времени


rene descartesРЕНЕ ДЕКАРТ (1596 – 1650гг.)

Ту же задачу в философии и в науке, что и Френсис Бэкон – борьбу со средневековой схоластикой, - решал французский математик, механик и философ, представитель молодой буржуазии Рене Декарт.

Если Бэкон главное средство борьбы видел в индуктивном мышлении, т.е. в познании мира с помощью опыта и эксперимента, накоплении данных о природных и технических явлениях, то Декарт решает задачу – борьбу со схоластикой – с помощью создания всеобщего метода научного познания, придавая решающее значение рациональному методу в процессе познания, Декарт пишет, что лучше не помышлять о поиске истины, чем делать это без всякого метода.

Метод – это система предписаний, принципов, требований, которыми оперирует ученый при познании какого-то объекта для получения истинного результата.

В 1637 году он пишет работу «Рассуждение о методе». В качестве всеобщего метода научного познания он предлагает общий метод механико-математических наук и называет его методом интеллектуальной интуиции. Декарт убежден, что он разработал свой метод с целью научить людей «хорошо применять свой ум».  А в основу философского мышления он требовал положить принцип очевидности и достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с помощью разума (схоласты доверяли только божественному откровению).

Метод интеллектуальной интуиции предписывает выполнение четырех правил:

- 1-ое правило – очевидности: признавать только то, что моему уму представляется ясно и отчетливо, и не дает повода для сомнений. Это отправная и конечная точка познания.

- 2-ое правило – анализа: делить каждую вещь до самоочевидных частей, это освобождает истину от плевел лжи,

- 3-ье правило – синтеза: располагать свои мысли в определенном порядке, восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных явлений,

- 4-ое правило – контроля: делать всюду перечни настолько полные, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Так проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Декарт считает дедукцию (мышление от общего к частному) наиболее продуктивным методом познания, когда ученый общие положения и принципы использует для познания частных явлений. Декарт возвращает дедукцию в научное познание, это совсем другая дедукция по сравнению со средневековой схоластикой, когда в качестве метода выступали религиозные догматы.

Философия Декарта по своему содержанию представляет дуализм, т.е. бытие он рассматривает как материалист, а теорию познания – как идеалист.

Материя как первооснова, субстанция, представляет собой объективную реальность, существующую в единстве всех форм движения. Чувственное многообразие мира Декарт сводит к чему-то постоянному, устойчивому, что и  позволяет ему выделить в качестве основного научного метода – рациональный, дедуктивный метод.

Свет разума в человека, считает Декарт, вложил Бог, а все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, т.е. ошибок человека. От Бога идут ясные идеи, они объективно истинны.

Акт мышления человека должен содержать сомнение. Сомнение у Декарта означало установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственной точки зрения. С помощью такого сомнения Декарт предполагал расчистить почву для построения рациональной культуры. Существование сомнения, утверждает Декарт, доказывает существование «моего мышления, а, следовательно, и меня самого»: «Cogito ergo sum», - «я мыслю, следовательно, я существую».  Несмотря на присутствие в мышлении человека сомнения, Декарт считает разум – единственным источником знаний, который не нуждается ни в материальных, ни в чувственных вещах. Разум сам себе критерий: истина - это ясное и отчетливое постижение разумом понятий и представлений.

Заслуга Декарта состояла в том, что он стремится построить научное знание как единую систему. В то время наука была собранием случайных истин. Так была выражена позиция рационализма в европейской философии ХУП века, которая явно не дооценивала значение чувственного познания.

Самой развитой наукой этого времени была механика, она распространяла свое влияние на все другие области знания, и в ХУШ веке на ее основе сформировалась механическая картина мира (И.Ньютон). Это явление имело важные последствия для научного познания и для философии - методы механики распространили свое влияние на весь процесс познания и породили явление, которое стали называть механицизмом. С помощью законов механики изучали не только технические явления, но весь органический мир. Так, Ж. Ламетри написал работу «Человек как машина», само название говорит о том, что разницу между неорганической и органической природой ученые пока не видели. Декарт понимает мир как гигантское скопление тонко сконструированных машин, следовательно, и он не видит разницу между природой и созданием человеческих рук.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании иногда называют картезианством - от латинизированной формы его имени – Картезий. Влияние Декарта на развитие философии и науки 17 – 18 веков было глубоким и многосторонним. Им были сделаны крупные открытия в области математики и физиологии. Декарт научил людей своего времени думать так, что они смогла создавать технику. Рационализм Декарта явился одним из источников философии Просвещения.