Лекция № 9 Немецкая классическая философия


План лекции 
 

  1. Социально-исторические условия XVIII века и возникновение немецкой классической философии (НКФ).
  2. Основные достижения НКФ.
  3. Основатель НКФ - Иммануил Кант и основная проблематика его творчества.
  4. Г. Гегель - основатель диалектического учения.
  5. Антропологический материализм Людвига Фейербах.

1. Философия ХУШ века продолжала развитие философских идей ХУП века, конкретизируя их и исправляя те недостатки, которые имелись в теории познания и методологии науки. Особые заслуги в этом направлении принадлежат немецкой классической философии (НКФ). Название этой школе дал Фридрих Энгельс, и оно утвердилось не только в работах марксистов, но и во всей западноевропейской философии.

НКФ развивает свои идеи в эпоху глубочайших изменений в социально - политической и духовной жизни Европы. Франция в конце ХУП века шла навстречу буржуазной революции, ее волновали проблемы: как свергнуть феодальную власть, как устранить сословные привилегии, которые мешали молодой буржуазии проявить свои способности и занять лидирующее место в обществе. Буржуазия стремилась укрепить государство, дать свободу для всех сословий и обеспечить социальный прогресс. Эти проблемы решались и в аристократических салонах и на баррикадах. Философия выходит за стены университетов, и ею занимаются идеологи, аристократы, революционеры. А потому эти проблемы не получают глубокого теоретического обоснования, поскольку они нацелены больше на их практическое осуществление.

Германия в это время, по сравнению с Голландией, Англией, Францией, где уже прошли буржуазные революции, была раздробленным феодальным государством, в котором буржуазная революция «подготавливалась» только в умах университетских профессоров. К. Маркс рассматривает НКФ как «немецкую теорию французской революции». Французская революция, словно молния, ударила по Германии, и проблемы, которые она решала, нашли свое обоснование в умах философов немецкой классической философии.

2. НКФ была представлена трудами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности. После И. Канта каждый из мыслителей опирался на воззрения своего предшественника. И нужно отдать им должное – в их творчестве нашли отражение наиболее актуальные и значимые идеи своего времени.

К концу ХУШ века НКФ заняла ведущее место в мире: учиться философии приезжали в Германию со всех стран, в том числе из России. Философия НКФ приобрела всемирно-историческое значение благодаря своим достижениям в области теории познания и философскому осмыслению всей духовной культуры человечества. Философы стремились создать целостную философскую картину мира, не оставив без внимания ни один сколько-нибудь важный вопрос своего времени. Их теории были глубоки, разносторонне развиты, диалектически обоснованы.

К основным достижениям немецкой философии следует отнести следующие:

  • философия приобрела вид систематического учения, главной проблемой которой была теория познания,
  • была развита диалектика как концепция развития и метод познания,
  • социальный прогресс благодаря диалектике был представлен как объективная закономерность развития,
  • была разработана проблема субъекта как активного созидателя своей жизни и истории человечества,
  • категория свободы получила свое обоснование и значение для жизни человека и государства.

И хотя эти идеи излагались в спекулятивной, умозрительной форме, они прозрачно соотносились с историей и культурой человечества, а также с теми передовыми идеями, которые волновали Европу того времени.

Умозрительное знание – это способ теоретического построения истины, основанный на логических доказательствах и не связанный непосредственно с эмпирическими фактами.

kant-immanuil3. Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.)

Родоначальник НКФ И. Кант прожил размеренную и продуктивную жизнь. Его творчество обычно делят на два периода: докритический и критический. В первый период творчества Кант занимается естественными науками и признает объективное существование материального мира. Он стоит на позициях стихийного материализма и выдвигает гипотезу возникновения Солнечной системы из газовой туманности. В 1755 году он пишет работу «Всеобщая естественная история и теория неба», Кант высказал в ней мысль, что Солнечная система существовала « не от века», как утверждали античные философы, она находится в развитии, т.е. когда-то возникла, развивается и, как и все, что существует, погибнет.