Лекция № 9 Немецкая классическая философия


В «Критике практического разума» Кант пишет: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный кодекс во мне».

Ф. Энгельс высоко оценил значение гипотезы Канта для развития естествознания и философии: « Теория Канта была величайшим завоеванием со времен Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени».

Уже в докритический период Кант уделяет большое внимание философской методологии. Он хочет отыскать способ превращения метафизики (т.е. философии) в точную науку. По его мнению, метафизика должна выявить элементарные понятия человеческого мышления, иными словами, определить границы человеческого познания. Именно эта тема выходит на первый план в критический период творчества И. Канта.

Критическим этот период называется по названию трех основных работ Канта, посвященных теории познания: «Критика чистого разума» - 1781 г., «Критика практического разума» - 1788 г., «Критика способности суждений» - 1790 г.

По мысли самого Канта философия должна ответить на вопросы:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я могу надеяться?

В своей теории познания Кант ставит вопрос о границах и способностях человека познавать мир. Теория познания Канта явилась шагом вперед по сравнению с философией ХУП века уже потому, что она снимает противопоставление чувственного и рационального познания и стремится создать целостную систему познания, в которой чувственное и рациональное познание представлены как взаимосвязанные способности человека, как необходимые условия познания. Теория познания Канта не являлась отражением объективно существующего мира, она основывалась на способностях человека, и развивалась как идеалистическая система. Поэтому философская система И. Канта носит дуалистический характер: в первый период творчества – он материалист, а когда разрабатывает во втором периоде творчества проблемы познания – он решает их с точки зрения идеализма.

Кант выделяет три способности человека познавать мир: чувственное познание, рассудок и разум.

Чувственное познание дает нам лишь внешний образ предмета, т.е. явление. Чувственное познание основывается на опытных данных, а опытное знание бесконечно. Например, на основе опытных данных люди были уверенны, что все лебеди - белые. Это убеждение сохранялось до тех пор, пока в Австралии не увидели черных лебедей. И хотя наука основана на опыте, не все знание можно получить только опытным путем.

Знание, добытое опытным путем, Кант называет феноменом, т.е. явлением. Феномен – это «вещь-для-нас», т.е. такое знание, по мнению Канта, которое может неограниченно обогащаться и углубляться, но оно не приблизит нас к познанию сущности, т.е. к ноумену, «вещи-в-себе». «Вещь-в-себе» в теории познания Канта свидетельствует о невозможности познать сущность предметов, что указывает на агностицизм в его теории познания. Чувственное познание дает нам являющееся знание о мире и основано на эмпирических данных.

Вторая способность познания у Канта – рассудок. Эта способность основывается на эмпирическом знании, которое мы получили в результате чувственного познания. Но рассудок формирует иной познавательный уровень с помощью категорий, существующих в нашем уме независимо от опыта. Эти категории И. Кант называет априорными, т.е. сформированными до опыта.Априорные категории у Канта – чистые мыслительные конструкции двоякого происхождения: пространство и время – врожденные категории человеческого ума, без которых невозможно, по мысли И. Канта, логическое мышление, а другие категории сложились в процессе развития науки и философии. Они употребляются для осмысления эмпирического знания. Таким образом, априорные формы познания являются субъективными формами мыслительной деятельности, а результат эмпирического познания Кант называет – апостериорным знанием.

Весь априорный аппарат познания называется у Канта трансцендентальным знанием, без которого невозможен познавательный процесс и без которого невозможно мыслить ни один предмет нашего опыта.

Кант утверждает, что рассудку доступно «видение природы под формой закона», иными словами, на уровне рассудка создается конкретная наука. Особое значение Кант придает математике, которая имеет дело с чистыми формами количественного созерцания, поэтому ее знания приложимы ко всем наукам: «В каждой науке столько истины, сколько в ней математики»,- утверждает И. Кант.

Разум вырастает из рассудка и трактуется Кантом как способность разума мыслить безусловное и беспредельное. Третья часть «Критики чистого разума» названа Кантом «Как возможна метафизика?» Отвечая на заданный вопрос, он пишет, что в составе человеческого знания мы обнаруживаем устойчивую тенденцию к объединению рассудочных понятий в идеи и принципы. Так становится возможной философия, так действует человеческий разум.

На уровне разума человек сталкивается с антиномиями. Антиномии у Канта - это неразрешимые и неустранимые противоречия. Он называет следующие антиномии: