Лекция № 9 Немецкая классическая философия


  • мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. И противоположное суждение, которое также невозможно опровергнуть: мир бесконечен во времени и пространстве,
  • всякая сложная субстанция состоит из простых частей, и... в мире нет ничего простого,
  • для объяснения причины необходимо допустить свободу, и... в мире нет никакой свободы, все совершается по необходимости и т.п.

И хотя Кант начинает свою творческую деятельность с утверждения о том, что все в мире движется, начиная с планет Солнечной системы, его понимание природы движения остаются на уровне констатации факта, т.е. на уровне метафизического понимания. По этой причине решение антиномических задач на уровне теории для Канта вещь не разрешимая. Решение таких противоречий окажется под силу только диалектику Гегелю, а Кант в очередной раз оказывается в путах агностицизма. Он утверждает, что категории и идеи философии имеют в теории познания чисто регулятивное значение, они не могут дать позитивный результат, т.е. достоверное познание сущности, познание сущности может быть достижимо только на уровне практического разума, т.е. на основе нравственности и веры.

Этическая теория И. Канта. «Критика практического разума».

Практический разум у Канта основан не на опыте, не на чувственной интуиции, его источником являимператива. Этот закон является  законом  категорического источником морального действия: воля человека предписывает ему, как он должен поступать. Закон категорического императива – это своеобразный нравственный идеал, имеющий внеисторическое и общечеловеческое значение. В то же время он способен решать все практические и волевые действия человека в конкретной ситуации. Смысл этого закона Кант выражает так: «Поступай так, как ты бы хотел, чтобы к тебе относились другие».

Практические действия человека состоят из его поступков. Люди прославляли себя не только произведениями рук и ума, но и стойкостью, с которой они отказывались от недостойных действий. Подлинное уважение у Канта вызывает человек, не изменивший чувству долга. Категория долга является центральной в этике Канта, потому что долг оказывает более сильное влияние на человека, чем другие мотивы. Долг – это непреложная обязанность, а потому человек не должен ожидать наград ни в этом, ни в том мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам. Долг, считает Кант, это «мост» между личным счастьем и общественным долгом.

Большое значение придает Кант категории «свобода». Свобода для Канта означала способность разумного человека самому устанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального (закон для него самого, который одновременно является законом для всех). С помощью нравственного императива человек может осуществлять самоконтроль над собственным поведением.

Кант считает, что человек должен стать целью общественного развития. И критикует религию, которая ограничивает свободу человека и унижает его человеческое достоинство: «Если Богу угодны духовная слабость, малодушие и униженность, то не угодно ли все это «князю тьмы»? – спрашивает И. Кант.

Два века прошло с тех пор, как умер Иммануил Кант, но число сторонников его творчества только увеличивается. Притягательная сила его философии в системности и научной утонченности. Философские идеи Канта нашли свой отклик: в кантианских и неокантианских школах, которые до сих пор развивают различные стороны его учения. С 1904 года существует «Кантовское общество», а с 1896 года издается журнал « Kant-Studien».

Кант и сам надеялся, что его философия «потребуется человечеству для высоких помыслов». Немецкий поэт Фридрих Шиллер так высказался по поводу этики Канта: «О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание его философии».

Гегель4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – основатель диалектического учения (1770 – 1831).

По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов для него философия была всем. Философы во все времена стремились познать сущее, сущее у Гегеля - это предмет его мышления, т.е. мышления самого по себе, а не отражения действительности. На природу он смотрел как на проявление бесчисленных эмпирических фактов и факторов, которые надо отбросить, чтобы выделить главное, - сущее в виде философских категорий и принципов. Предметом философии должно стать мышление, мышление само по себе. Гегель определяет предмет философии как науки о всеобщих законах познания.

В 1807 г. Гегель опубликовал работу «Феноменология духа», где представил свою систему объективного идеализма. В работе был показан процесс «явления», разворачивания «мирового разума». Мировой разум у Гегеля – это мышление человечества, обладающее творческой способностью, духовное культурное наследие, выраженное на самом высоком абстрактном уровне, в умозрительной форме.

Мировой разум развивается в силу присущих ему противоположностей, а развитие свое начинает с абсолютной идеи. Абсолютная идея