Лекция № 9 Немецкая классическая философия


у Гегеля - это свернутое на себя знание, о котором в начале пути развития ничего нельзя сказать, но разворачиваясь в истории человечества, абсолютная идея превращается в гегелевской философии в абсолютный дух. Иными словами, гегелевская философия является развернутым мировым разумом или абсолютным духом.

В творчестве Гегеля НКФ достигла своего расцвета:

  • была создана монистическая система объективного идеализма,
  • систематизированы законы и категории философии,
  • философия приобрела вид законченной научной дисциплины. Гегель констатировал: «Я взял на себя труд способствовать возвышению философии до уровня науки».
  • панлогизм является основой философской мысли Гегеля,
  • Гегель создает теорию диалектики, описав ее в трех законах. Кантовской «вещи-в-себе» он противопоставил диалектический переход явления в сущность и обратно, заявив: «Сущность является, а явление – существенно».

Итак, мировой разум, обладающий творческой способностью, которая реализуется в философии Гегеля до мирового духа, раскрывается в мышлении человечества через борьбу противоположных категорий философии. Каждая пара категорий в процессе мышления на основе диалектики создает новые пары категорий – это и есть путь создания гегелевской системы объективного идеализма.

В гегелевской философии ничто не потеряно, все принципы сохранены, а потому его философия представляет собой совокупность всех предшествующих форм философской мысли. Поскольку Гегель в теории познания пишет о познании мировым разумом самого себя, он провозглашает принцип тождества мышления и бытия, т.е. законы развития мира и законы разума – тождественны.

Дальнейшее развитие гегелевская система получает в работе «Энциклопедия философских наук» (1817 г.) Она состоит из трех частей и каждая часть состоит из трех глав: «Наука логики». «Философия природы» и «Философия духа». В первой части «Науке логики» Гегель дает анализ категории бытия, которая представляет собой первую ступень восхождения духа к самому себе, т.е. к своей сущности. Бытие мыслится Гегелем как инобытие абсолютной идеи, т.е. бытие и абсолютная идея тождественны по своей сущности, и отличаются только по форме.

«Философия природы» - наиболее слабая часть данной трилогии. В «Философии духа» абсолютная идея развивается как осознание человечеством своей культуры.

В своих трудах Гегель выступает как «биограф» мирового духа, поиски истины которого привели к обоснованию важнейшего научного принципа – принципа историзма. Познание истории у Гегеля – это не автоматический процесс, а диалектика необходимого и случайного в жизни людей, каждый из которых стремится к достижению своих целей и интересов. Гегель отмечает активность человека в создании своей собственной жизни и истории общества. В процессе жизни люди должны считаться как с объективными закономерностями, так и со случайностью.

Итак, вся история развития абсолютной идеи по Гегелю является историей саморазвития мирового разума, носителями которого являются конкретные народы. Эти народы могут находиться на разных ступенях развития: одни уже прошли высшую точку развития, другие находятся в середине пути, третьи только нарождаются, но каждый народ вносит свою лепту в процесс восходящего самосознания Мирового Духа. На этой основе создавалась монистическая теория объективного идеализма.

Идеалом общественной жизни для Гегеля было общество, в котором провозглашалась свобода и принцип достоинства человеческой личности. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории: им является прогресс в самопознании Мирового Разума, иными словами, осознание Мировым Разумом своей свободы.

Действительную историю каждого народа он связывает с государственностью, народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории. История как саморазвитие Мирового Духа являлась высшим этапом развития философии Гегеля. Свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов монизма, историзма и объективности.

В «Науке логики» Гегель подчеркивает мысль, что философия одновременно лежит в основании познания и является высшей точкой в здании науки.

Большое внимание уделяет в своей философии Гегель проблеме человека, он считает, что человеческая жизнь должна быть построена на требованиях разума, а становление самого человека должно осуществляться в процессе труда. Труд для Гегеля – это основа экономических отношений и экономических систем, которые дифференцируют людей на социальные слои общества. Читаешь эти фразы и понимаешь, почему Карл Маркс был учеником Гегеля.

Но, пожалуй, самое большое достижение гегелевской философии заключалось в создании диалектической теории. Диалектика Гегеля основывалась на триаде: тезис – антитезис – синтез, которая представляла собой диалектический цикл развития. Завершающийся цикл развития порождает новый и т.д. Ничто новое не возникает на голом месте, старое является основанием для нового витка развития.

Развитие абсолютной идеи у Гегеля основывается на законах диалектики, которые и составляют его теорию диалектики:

  • закон перехода количественных изменений в качественные, указывающий на то, как в старом, в результате количественных накоплений, возникает новое качество,
  • закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник саморазвития,
  • закон отрицания отрицания, указывающий на преемственность в развитии между старым и новым, спиралевидный и прогрессивный характер развития как объективную закономерность.