Лекция № 9 Немецкая классическая философия


Диалектика Гегеля хотя и была диалектикой саморазвития абсолютного духа, но в ней гениально угадывалась диалектика природы, общества и самого познания. Она выражала веру и надежду в прогресс разума и науки, в свободу развития общества и личности.

Сам Гегель так оценивает диалектику: «Диалектика есть... движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки внутреннею связь и закономерность».

В свое время Гегель духовно царствовал в Германии, к нему приезжали учиться философии со всех стран. Он и поныне мировая величина в философии. Его философию изучают, критикуют, истолковывают, исходя из современных задач философского знания. Как писал И.А. Ильин: «В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей». Гегель любил повторять фразу: «Я говорю всегда – стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода».

ludwig-feuerbach5. Людвиг Фейербах.

Л. Фейербах (1804 – 1872 гг.) - философ, идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии. Фейербах первый в НКФ восстановил материализм в его правах.

Но прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии и вскоре обнаружил ее ограниченность. В своей философии он опирается на франко-британские материалистические воззрения и утверждает, что новая философия должна основываться на естественных науках, а не на теологии. Под абсолютной идеей Гегеля он увидел Бога.

Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом состоит антропологический подход в его философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию и доказывает, что сознание человека является свойством мозга, и оно вторично по отношению к бытию.

Антропологизм Фейербаха имел свои недостатки, т.к. рассматривал человека как биологическое и физиологическое существо. Эта ошибка привела его к тому, что рассмотрение вопросов общественной жизни, он решает как