Лекция # 12 Русская религиозная философия


План лекции

 

  1. Периодизация русской философской мысли. Славянофилы и западники. Социально-исторические условия в России в конце Х1Х - нач. ХХ веков.
  2. Характерные черты русской религиозной философии. Вл.Соловьев - основатель философии всеединства.
  3. Идеи русского космизма: социальная утопия Н. Федорова, учение К. Циолковского и др.
  4. О трагедии русской религиозной философии.

 История русской философии прошла в своем развитии несколько периодов. Представление человека русской культуры о ценностях культуры и смысле истории прослеживается со времен принятия христианства. А потому в истории философии обычно выделяют такие периоды:

  • Х1- ХУП века, когда философские проблемы развивались в рамках других форм культуры и общественного сознания, и прежде всего, в рамках христианской религии.
  • ХУШ – первая четверть Х1Х вв. – период ученичества у философов Запада, и прежде, всего у представителей немецкой классической философии.
  • Вторая и третья четверть Х1Х века – период становления самобытной русской культуры и философии.
  • Последняя четверть Х1Х и первая четверть ХХ века - русская религиозная философия. Отношения между философией и религией – это отношения между разумом и верой: как известно, основа философии – это разум, а основа религии – это вера. Эта проблема противостояния разума и веры существует со времен Античности, и в зависимости от того, какая форма общественного сознания господствует в истории человеческой культуры «верх» берет или разум или вера. Если в Средние века вера требовала от разума подтверждения христианских постулатов, и разум находился в услужении богословов, то в Новое время разум не оставил вере серьезного места в культуре общества и в формировании мировоззрения человека.

В русской культуре и в мировоззрении простого народа всегда была значительная доля религиозного сознания. Даже в просвещенный, Х1Х век, когда формируется русская национальная культура, когда в ней зарождаются два направления в понимании развития самобытной русской культуры и путей развития России в целом: славянофилы и западники,- славянофил Киреевский призывает создать собственную философию, основанную на национальной жизни русского народа и православных традиций. Славянофилы обнаружили в немецкой классической философии истоки рационализма и увидели прямую связь рационализма с атеизмом. Н.Бердяев пишет об этом так: «Согласно славянофильской схеме, католичество порождает протестантизм, протестантизм порождает идеалистическую философию и Гегеля, а гегельянство переходит в материализм». Славянофилы искали корни и основу своей философии у богословов, и создали религиозную философию, которую нам следует понять и изучить, так как это была философия предшествующая революционной ситуации в России.

Почему в конце Х1Х и начале ХХ веков русская философия обратилась к «богоискательству»? Ведь это был «век науки» в мировом масштабе?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно искать ответ в исторической ситуации, в русском обществе и русской культуре.

Как пишет В.И. Толстых, русская интеллигенция понимала, что в январе 1905 года русская революция только начиналась, а в феврале 1917 она продолжилась и завершилась в октябре того же года. Эта «революционная ситуация» длилась почти двадцать лет, когда русское общество испытывало кризис во всех сферах своей жизни, он проявился в исторически сложившихся уродливых отношениях общества и государства, власти и народа, началась духовная смута в обществе. Ждать решения проблем от государства, было невозможно, а «передовая элита общества» - интеллигенция также была в полном замешательстве, оставалась одна надежда на Господа Бога. И в таких условиях возникает русская религиозная философия.и бед принесет  Интеллигенция понимала, сколько вреда и  бед принесет революция в России русской культуре и обществу в целом. Об этом писали Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко , Н. Бердяев и другие.

В 1909 г. выходит в свет книга «Вехи», ей исполнилось более 100 лет. Это был сборник статей о русской интеллигенции и об оценке происходящих в России событий. Авторы статей, (их всего семь человек), известные мыслители ХХ века: Н.Бердяев, С.Булгаков, М. Гершензон, П.Струве, С.Франк и др., главной темой своей книги определили историческую судьбу России, ее прошлое, настоящее и будущее. Как сказано в предисловии, их «объединило чувство боли за прошлое и жгучая тревога за будущее родной страны». Что же так тревожило видных мыслителей того времени? – Назревающая революция. В это революционное время вопрос о судьбах России выдвинулся на первый план, а русская философия свой инновационный пафос увидела в русской идее. «Русская идея» была выдвинута в 1861 году Ф.М.Достоевским, который понимал под русской идеей самобытную судьбу и самобытную культуру русского народа, (точка зрения близкая к славянофилам), но в условиях назревающей революции русские философы посчитали, что «русская идея» связана с религией народа, поэтому вопрос о русской идее –решался с религиозных позиций.

Владимир Соловьев, которого считают основателем русской религиозной философии, вопрос о русской идее решает как смысл существования русского народа в истории всего мира. Вопрос, поставленный таким образом, должен ответить на проблему самоидентификации русской истории и культуры, т.е. определить роль русского человека, в истории мировой культуры. Еще более точно


и совсем по-философски решает эту проблему Н.Бердяев: «Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, каков в его понимании умопостигаемый образ русского народа, его идея». Но поскольку никто рационально разъяснить то, что «замыслил» Бог, не может, то философам остается только гадать, что представляет собой эта идея.

Философы рассуждали о «русской душе», о «русском духе», о «русском Христе и русском Антихристе», о «русском социализме и коммунизме», и называли это «русской идеей». Постановка вопроса о специфическом месте России и ее народа в истории человечества сопровождалась присутствием некоего мистического духа, существа, наделенного душой и воплощенном в русском народе. Это скорее было похоже на мифотворчество, а не на научный анализ объективных закономерностей развития исторического процесса в его современном понимании.

Николай Бердяев свою книгу о русской философии называет «Русской идеей» с подзаголовком «Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала ХХ века». А.В. Гулыга, философ советского периода, называет свою книгу по истории русской философии «Русская идея и ее творцы». По мнению Н. Бердяева и А. Гулыги, русская философия представляет собой развитие русской идеи. Религиозность «русской идеи» предопределила религиозность всей русской философии и ее методов, а также пути развития России, которые носили в трудах религиозных философов характер предположений. Предположение становится методом, с помощью которого русские философы описывают развитие истории Российской империи.

Возникший еще в 40 - е годы Х1Х века спор между славянофилами и западниками о различном понимании путей развития русской нации и будущего России, стал главной темой размышлений в русской религиозной философии, но независимо от политических взглядов, славянофилы и западники были преданными патриотами своей Родины. Славянофилы считали, что русский народ особый и у него самобытная судьба. Самобытная судьба России была подготовлена историей русского государства, в которой они видели крестьянскую общину, как основу русской жизни, православие и соборность. Представителями славянофилов были: К. Аксаков, И. Кириевский, А. Хомяков, Ю. Самарин и др.

Западники ориентировались на европейскую культурную традицию и в философских исканиях в том числе. Так, П. Чаадаев, восприняв идеи западного либерализма, желал видеть в России просвещение на европейский манер. Н. Г. Чернышевский в теории познания ориентировался на гегелевскую философию, но решал многие ворсы с материалистических позиций. На позициях западников стояли А. Герцен, Н. Огарев и др.

Теория познания и рационалистические традиции в религиозной русской и западной философии пошли разными путями: в русской - разум не является единственным методом познания, познание осуществляется в понимании русских философов не только на основе разума, но и веры, интуиции, эстетического чувства, воли, нравственных и моральных ценностей. Главное место среди этих


способностях отводилось Вере, религиозным ценностям. Так складывалось понимание цельного познания в русской философии.

Вопрос о русской идее был тесно связан с вопросом о человеке, человек рассматривался как исходный пункт и самая важная проблема философии. Обобщая особенности русской философии, В.В. Зеньковский писал: « Если нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии, - что само по себе никогда не может претендовать на точность и полноту, - то я бы выдвинул на первый план антропоцентризм русских философских исканий. Русская философия не теоцентрична, не космоцентрична, - она больше всего занята темой о человеке, о смысле и целях истории». В.Соловьев считает, что человек в своей эволюции должен развиваться так, чтобы найти свое единство с Богом. На этом пути развития он станет Богочеловеком и способен будет реализовать единство: Истины, Добра и Красоты.

От проблемы человека шли размышления о путях развития России, ее судьбе и ее миссии. Русский народ становится главным объектом познания в русской философии, но рассматривается он не с точки зрения кровного родства, а с культурно-национальной точки зрения. Н.О. Лосский так характеризует русский народ: «Русский народ поражает разносторонностью своих способностей, ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная и нею артистичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства». («Условия абсолютного добра»). Характеризуя нравственные качества русского народа, Лосский пишет: - первичное основное свойство русского народа – его выдающаяся доброта,  в нем сочетание мужественной природы с женственной мягкостью,  в россиянине соединились восточное и западное начало: а). подчинение индивида клану, общине и б). западный индивидуализм, уважительное отношение к личности.

Эти два начала синтезировались в русской философии в идее соборности, которая понималась как общая, согреваемая любовью к Богу познавательная работа. Соборность – это нравственная общность коллектива, которая служит основой индивидуальных действий личности.

А.К.Толстой так характеризует амплитуду выражения чувств русского народа:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой.

У Хомякова идея соборности означала сочетание единства и свободы людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям. Соловьев ВладимирВ философии Соловьева, которая получила название «философии всеединства», принцип всеединства рассматривается как совершенное единство людей, которому присуща свобода каждого из людей и целостность в их сообществе.

С помощью идеи соборности русские философы стремились разрешить проблемы, связанные с назревающей революцией   и противопоставить идеям большевизма, экономизма, народничества и т.д. идею единения русского народа на основе их любви к Богу. Разрушительные силы, убежден Соловьев, не всесильны, богочеловечество способно справиться с любыми задачами, в том числе ающей революцией,и космического масштаба. Нравственный дух людей выше политики и экономики. Истинная любовь человека к Богу является гарантом спасения человечества.

Жизнь всякого человека есть творчество, подвиг, заключающийся в одухотворении личности и в свободном движении к добру.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия всеединства В.Соловьева, антропоцентрична по своему характеру, человек в ней – вершина божественного творения. Общество – это расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество.

berdyaev-nikЦентральная тема философии Н.Бердяева – человек. В трактовке этой темы он глубоко экзистенциален, свободный творческий человек – основное измерение человеческой личности и всего человеческого бытия. Философ с таким мировоззрением не мог приветствовать тоталитарный режим, террор, ложь и насилие. Всеобщее воскресение (возрождение), по мнению Бердяева, достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни. И только на этом пути человек способен развиться как свободная, творческая личность.

Рассматривая человека как разумное животное, западная философия вступает на путь рационализма, а русская, напротив, подчеркивает, что человек должен иметь веру, что русские по своей натуре православные христиане. Но русские философы православие понимали не совсем так, как официальная церковь, хотя и принадлежали к ней сами. В отличие от православного Востока и мощных традиций католичества и протестантизма Запада, Россия не создала крупных богословских работ, и русские философы, испытав разочарование в теологическом творчестве церкви, пытались решить богословские вопросы сами, пытаясь выразить сущность православия на философском языке. Хотя они широко пытались охватить вопросы богословия, но оставались на уровне поверхностного изложения, было очень заметно, что русские философы пытались решать «чужие», богословские задачи, и это было видно им самим. А потому почти все русские философы отказались признать себя богословами, но выступали против секуляризации и атеизма. С другой стороны, философы трактовали православие как веру простых людей, как народную веру. Но ни верующие, ни церковь не испытывали ни малейшего интереса к философии, к ее непонятному языку и сложному изложению житейских проблем. Поэтому Вл. Соловьев должен был заявить: «...философия начинается, когда мыслящее лицо отделяет свое мышление от общей веры, противополагает его этой вере как внешнему».

Получился своеобразный парадокс: русская религиозная философия, стремящаяся дать философское обоснование православию, приходит к освобождению собственного Я от пут православия, как народной веры.


Абсолютное большинство русских философов поддерживали с православной церковью определенную дистанцию, так что в конечном итоге оказались оторванными от нее. Но в религиозности русских философов сомневаться невозможно, пусть это было не православие в народном понимании: у Соловьева – всеединство, у Бердяева – новое религиозное сознание, у Толстого – толстовство,- их любовь к Богу проявлялась через любовь к народу и своей культуре. А их религией – была философия, которая получила название «всеединства». Всеединство означало органическое единство универсального мирового бытия, раздельность и взаимопроникновение образующих его частей, их индивидуальность и специфичность, образующих целостность.

Русская религиозная философия не была повторением средневековой схоластики, она использовала все достижении современной науки и была способна дать новый толчок для развития философской мысли, так как использовала резерв нерациональных видов познания. Примером такого подхода может служить гипотеза П.Флоренского для понимания структуры мира, названная им консубстанциональностью. Консубстанциональность означала сокровенную онтологическую связь между всеми существами мира. Эта связь помогает преодолеть и пространство и время, она лежит в основе учения о христианской любви, как связи между людьми в их стремлениях к действительному преображению.

Федоров НиколайФантастические идеи русского космизма обосновал Н.Ф. Федоров. Он считал всякую собственность величайшим злом, даже на идеи и книги, поэтому он ничего не публиковал. Избранные отрывки и статьи были изданы его учениками под названием «Философия общего дела» (1906 – 1913 гг.). Федоров считает, что самое большое зло для человека – смерть. И выдвигает идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель этой регуляции – воскрешение предков. Путь к этой цели, считает Н. Федоров, лежит через овладение природой, через переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение и достижение бессмертия Федоров называет «общим делом» всего человечества, ведущего к общему братству и родству. Н.Федоров разошелся с традиционным христианством, утверждая культ предков основой новой религии. Его социальная утопия была консервативна и покоилась на идеализации патриархальных отношений.

Русские философы утверждали, что в условиях земного существования невозможно совершенное общество, невозможно путем революционного переворота создать совершенный общественный строй. Поэтому человеку остается только одно – готовиться к переходу в Божье царство. Существенным условием этого перехода является преображение души и тела на основе христианской морали.

Русский космизм – визитная карточка русской философии. Идея космизма объединила в себе: мировое единство человечества, единство человечества и космоса, выработала значимые ценности для науки, искусства и повседневной жизни. Значение этих идей особенно значимо в наше время, в условиях глобализации, когда перед человечеством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться человеческая цивилизация в ХХ1 веке?

Идея космизма и идея всеединства объединяют всех людей на Земле на основе любви к Богу. Эта же идея лежит в основе этического персонализма и соборности, с помощью которых русские философы решали политические и правовые вопросы, определяя необходимые условия для демократической формы правления:

- участие граждан в управлении государством,

- равенство граждан перед законом вообще и в процессе выборов в особенности,

- способность граждан принимать самостоятельные решения, выражающие их индивидуальную волю,

- высокая степень осознанности принимаемых гражданами решений и ответственности за них.

Русский философский Ренессанс (так называют этот период в развитии русской философии) был органичной составной частью русской и мировой культуры, и в то же время итогом длительного развития отечественной философии. Корни его прежде всего в немецкой классической философии, а также в новых философских системах Ф. Ницше, Э.Гартмана, А.Бергсона, С. Кьеркегора и др.

Своеобразие этой философии состоит в ее трагизме: русские философы предчувствуют неминуемую национальную катастрофу, т.е. революцию, и понимают, что словами эту катастрофу предотвратить они не могут, а другими возможностями - не располагают. Изменить судьбу русской цивилизации духовными средствами нельзя, но согласиться на эксперименты большевиков они тоже не могли, поэтому и встали на путь просвещения, считая, что социальные преобразования должны основываться на внутреннем духовном самообновлении человека, на основе высших божественных ценностей.

Но русским обществом в конце Х1Х – нач. ХХ века уже овладела идеология либералов и марксистов, русский же народ относился к религии так, как когда то о его религиозности сказал В. Белинский: «годится молиться, но не годится горшки накрывать». А потому «программа» обновления человека и общества, предложенная философами всеединства, не могла быть реализована в российском обществе, все попытки религиозно-мистических течений повлиять на социально-политический ход жизни русского общества были обречены.

После победы Октябрьской революции В.И.Ленин посчитал, видимо, что интеллигенция, не способная принять завоевания революции, должна быть изолирована от общества. В 1922 году, посадив всех на корабль, он отправил их в эмиграцию. Для русской культуры это была великая потеря, но эмиграция спасла многие жизни русской интеллигенции. Многие из них продолжали плодотворно работать во Франции, Америке, Англии и др. странах Европы.

Итак, русский Ренессанс закончился в эмиграции. Западная философия ассимилировала многие теории и аргументы русских философов, которые там создавали свои труды: Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Шестов, Н.Лосский, Д.Мережковский, В.Розанов, П.Сорокин и многие другие. Несмотря на оторванность от своего отечества, русские мыслители стремились сохранить духовную связь со своей Родиной. В самые трудные периоды истории России они стремились быть полезными ей и своему народу, стремились понять и оценить значение русской культуры в мировом цивилизационном процессе.

Самостоятельная работа.

1. Задание № 1.Определение базовых понятий.

  1. Периодизация русской философии:а) Х1-ХУП в.в. – философские проблемы развивались в рамках других форм общественного сознания и культуры, б)ХХУШ – перв. четвертьХ1Х в.в. - период ученичества у философов Запада, в) Х1Х век – становление самобытной русской философии, г) последняя четверть Х1Х и первая четверть ХХ в.в. – русская философия, вошедшая в историю под названием религиозно-философский Ренессанс начала ХХ века.
  2. Славянофилы – культурно-философское течение, которое выступало за самобытное развитие России, основа которого в крестьянской общине, православии и соборности.
  3. Западники – ориентировались на европейскую культурную традицию и считали что у России и Европы - единый путь развития.
  4. «Почвенники» - общественно-литературное движение 60- г. Х1Х в., развивавшее идею приоритета искусства над наукой и родственное единение с русским народом. Быть с народом, значит иметь в себе Христа и предпринимать усилия по собственному обновлению.
  5. Соборность – духовное единение людей, итог взаимодействия воли человека и божественного начала. Соборность основывается на истинах, обеспечивающих существование церкви: это 12 догматов и 7 таинств: крещение, причастие, покаяние, миропомазание, исповедь, венчание, отпевание. Соборность человека выражается прежде всего в участии в церковной жизни.
  6. «Русская идея», « русский дух», «русское мировоззрение» и т. д., рассуждая о них , философы хотели выяснить вопрос о специфическом месте России и ее народа в истории человечества. Решение этих вопросов не обходилось без мистики и «загадочной» русской души, что чаще было похоже не на научное решение этих важных для России задач, а на какое-то мифотворчество.
  7. Онтологическое учение – разрабатывалась теория о мире, как единстве божественного творения и мастерства человека.
  8. Космисты – философское направление, развивающее учение о единстве человека и космоса.
  9. Ноосфера – сфера, созданная умом и руками человека.
  10. Гармония = человек должен жить и творить в согласии с природой, что потребует от него нравственного совершенствования
  11. Богочеловек – человек должен развиваться так, чтобы найти свое единство с Богом. Богочеловек – гарант спасения человечества и России. Такой человек – вершина божественного творения.
  12. Нравственный дух людей признавался выше экономики и политики.
  13. Консубстанциональность – сокровенная онтологическая связь между всеми существами мира.(П.Флоренский).
  14. «Общее дело» у Н.Федорова – это достижение бессмертия человечеством, ведущее к общему братству и родству. Бессмертие достигается путем регуляции природы средствами науки и техники.
  15. Цельное познание – это синтез всех духовных сил человека: чувств, опыта, рационального мышления, нравственного опыта, идеалов и ценностей, религиозного содержания и интуиции.
  16. Цельная истина – результат цельного познания.
  17. Основная проблема философии В.Соловьева – высокий нравственный потенциал совершенствования человека, цель которого воспитание богочеловека.
  18. Земное существование человека должно подготовить его к переходу в Божье царство. Революция в России не должна случиться, т.к. она бессмысленна, ведь совершенное общество на Земле невозможно.
  19. Всеединство –объединение всех людей на основе их любви к Богу, что предотвратит нарастание революции.
  20. Православие в России – духовный стержень поднимающейся нации и ее культуры. Православие отличается большой терпимостью по отношению к другим верам и народам, что дает возможность взаимопроникновению национальных культур.


2.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Назовите культурно-исторические эпохи в развитии России. Когда Россия приняла христианство?
  2. Кто такие славянофилы и западники ? Что общего и в чем различие их философских и исторических позиций?
  3. Кого считают основателем русской религиозной философии?
  4. Что волновало русскую интеллигенцию и русских философов накануне революции?
  5. Что понимали русские философы под «русской идеей», «русским духом», «русским мировоззрением»?
  6. Каковы онтологические представления русских космистов? В чем заключались их мистицизм и фантазии?
  7. Как следует понимать учение В. Соловьева о богочеловеке?
  8. Кто, по мнению русских философов, является спасителем и гарантом процветания России?
  9. Что представляет собой «цельное познание»?
  10. Как хотели русские философы предотвратить наступающую революцию? 1
  11. Возможно ли существование совершенного общества в земных условиях?
  12. В чем заключался трагизм русской философии конца Х1Х – нач. ХХ веков?

Тематика докладов по теме № 13 .«РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ»

  1. Социально-исторические условия в России в период назревания революционных событий. Возникновение русской религиозной философии.
  2. Славянофилы и западники о путях развития русского государства.
  3. Вл. Соловьев – основатель философии всеединства.
  4. «Русская идея» в русской философии, как возможность спасти России от революционного переворота.
  5. Антропоцентризм русской религиозной философии и проблема формирования личности.
  6. Идеи русского космизма, его представители и сущность их учений.
  7. «Цельное познание» в русской философии конца Х1Х – начала ХХ веков.
  8. Идеи соборности и всеединства, как возможность предотвратить развитие революционных действий в России.
  9. Особенности и трагизм русской философии конца Х1Х –начала ХХ веков.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.О.Лосский. История русской философии. М.,12981.
  2. Философы России Х1Х – ХХ столетий. М., 1995.
  3. Вл. Соловьев. Соч. в 2 – томах, М..1998. (Вступительная статья).
  4. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х – ХУП веков. Изд-во МГУ, 1990.
  5. В. Ванчугов. Очерк истории философии «самобытно – русской». РИЦ. 1994.
  6. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Санкт-Петербург, 1994.
  7. Бердяев Н. Русская идеи. М., 1998.
  8. Замалеев А.Ф. Курс русской философии. М., 1995.
  9. Зеньковский В.В. Курс истории русской философии в 2 – х томах. СПб,1991.