Лекция # 6 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры


1. Предпосылки возникновения арабо-исламской философии.

Термин «арабо-исламская» философия достаточно условный. Под ним понимается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя эта философия не всегда была религиозной, она развивалась в культуре, где доминировал ислам.

Победа ислама в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией (7-8 вв.) принесла новую форму организации общественной жизни – феодальные отношения. Монотеистическая религия ислама стала идеологией Арабского халифата и внесла совершенно новый тип сознания – надродовой, этнический. Ислам создает учение о едином человечестве, его корнях и едином Боге. Коран вводит два типа веры: «ислам» - подчинение, покорность и «имам» - вера, основанная на убеждениях и знании.

Таким образом, вера была внешней и внутренней, основанной на знании. Ислам освободил человека от познания абсолютной истины, о подвластности человека року, судьбе и предоставил человеку возможность выбора своей судьбы. Свобода воли, предоставленная человеку исламом, невозможна без знания, поэтому Коран провозглашает разум и знания основными добродетелями человека, без которых нет настоящей веры.

Арабская философия определяет себя как новую рациональность, анализирующую исходный материал – «Коран». Первые концепции единства бытия и единственности мироздания были предложены МУТАЗИЛИТАМИ (М.) (отделившиеся, обособившиеся).

Это была первая крупная школа в мусульманской «спекулятивной философии», которая называлась КАЛАМОМ (арабск. – речь, беседа) В историко-философском плане Калам можно рассматривать как попытку анализа «священного писания» с точки зрения философии.

В Каламе принято выделять три этапа: ранний –мутазилизм (1Х в.), поздний – атаризм (Х-ХП в.в.) и фальсафа – сближение Калама с философией восточного перипатетизма (аристотелизма).

Мутазилиты были наиболее радикальными критиками ислама. Они настаивали на необходимости подвергнуть проверке разумом все принципы ислама и отождествляли Бога с законами природы, утверждая, что Бог только создал все сущее, а потом природа существовала сама по себе и развивалась по своим законам (деизм).

Историческая заслуга мутазилитов заключалась в том, что они первыми выступили против догматов ислама, опирающихся на слепую веру, и считали, что единобожие несовместимо с признанием реальности божественных атрибутов, отличающихся от божественной сущности – знания, могущества, жизни. Об их философии красноречиво свидетельствуют следующие принципы:


  1. ценности – объективны,
  2. Бог – источник блага,
  3. ценности рационально познаваемы,
  4. действуя, человек может быть источником добра и зла,
  5. ответственность человека за содеянное влечет божественное наказание или вознаграждение.

Еще одно направление в арабской философии – СУФИЗМ, мистико-аскетическое учение в исламе. Суф – грубая шерсть. Суфиями называли мусульман – мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Они были аскетами и мистиками. Суфием мог стать представитель любого религиозного направления в исламе, любого социального сословия. Среди суфиев были выдающиеся арабские литераторы, философы, богословы.. Суфизм - явление историческое, он начал распространяться с УШ века, а его расцвет приходится на Х – Х1 в.в., когда он получил широкое распространение во всех странах Востока и во всех сферах общественной жизни. Суфистская теория и практика предполагала уход от реальной жизни, пассивное отношение к миру, т.к. мирская жизнь лишена красоты, справедливости и свободы. Суфизм предлагает путь аскета в поиске лучшего мира. Он заключается в единственном способе - уйти от мирских дел. И этот «истинный мир любви и добра» возможен только на небесах.

Основные идеи суфизма:

  • верующий должен непосредственно общаться с Богом через молитву и подвижничество,
  • суфийский шейх должен быть примером для верующих,
  • суфисты развивали учение о равенстве людей перед Богом и приветствовали исламские традиции, заключающиеся в помощи имущих неимущим и разные пути самосовершенствования человека,
  • интуиция и озарение признавались суфистами способом решения мировоззренческих проблем. С их помощью они пытались в целокупности представить всю действительность и человека,
  • их теория познания была символической и наполненной «тайным знанием». Метод как бы зашифровывал всю полноту и конкретность жизни, основывался на иррациональном начале, постигаемом в божественной любви.

К суфистам относятся выдающиеся философы-мистики и поэты Абу Хамид ал-Газали, Омар Хайям, ас-Сухраварди и мн. др.

2. Арабо-мусульманские философы, развивающие наследие Античной философии. Арабо-мусульманские философы принимают основной итог античной философской мысли и развивают ее в силу своих возможностей и знания. Большинство арабских мыслителей были комментаторами и последователями Аристотеля, поэтому их называют перипатетиками.

Основоположником восточного перипатетизма (перипатос – крытая галерея в Ликее Аристотеля) был известный ученый по прозвищу «философ арабов» - Аль-Кинди,


врач, математик, астроном и философ. Родился в Басре (800 – 879 г.), южный Ирак, жил и работал в Басре и Багдаде.

Первый среди арабов выступил как сторонник Аристотеля и комментатор его творчества. На место 10 аристотелевских категорий он поставил пять и назвал их прасубстанциями: материя, форма, движение, пространство и время. Он идет вслед за Аристотелем в учении о материи и форме, но больше подчеркивает значение материи: «Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и все прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется». Природные явления всегда находятся в движении. Таковы онтологические представления аль-Кинди.
 

Теория познания.
 

В противовес религиозным воззрениям, отрицавшим возможности познания с помощью науки, Аль-Кинди считал разум человека единственным источником познания и критерием истинности. Вещи, обладающие бытием, - познаваемы. Он предлагает схему познания, состоящую из трех ступеней:

  • логика и математика,
  • естественные науки,
  • метафизика, т.е. решение философских проблем.

Истина является начальной и конечной целью познания и необходима для нашей деятельности. Истину познаем только тогда, когда познаем причину происходящего. Причина – это действующее начало, либо завершение познания, это то, ради чего возникла и существует вещь. Чтобы познать вещь, надо ответить на четыре вопроса: есть ли это? что это? каково это? и почему это? Истина – это благо, ее надо собирать по крупинкам и благодарить людей, кем бы они не были, если они внесли свою долю в познание истины, считает Аль-Кинди. Он обращает внимание на два вида познания: чувственное, - познает то, что ближе к нам, но дальше от сущности, и разумное, исследующее сущность родов и видов предметов.

Философию Аль-Кинди называет самым возвышенным из благородных человеческих искусств. Задача философии – познание истинной природы вещей в меру человеческих возможностей.

За эти прогрессивные идеи Аль-Кинди подвергся преследованиям со ены, а он стороны исламистских схоластов, его сочинения были уничтож сам умер в безвестности то ли в 60-х., то ли в 70-х годах 1Х столетия.

al farabiАЛЬ – ФАРАБИ

Его называли «вторым Аристотелем». Родился он в местечке Фараба в 870 - умер в 950 г. Написал более ста работ по логике, классификации наук, теории музыки, по этике, политике, а также обстоятельные комментарии к «Метафизике» Аристотеля и др. его работам.

Онтологические взгляды Аль – Фараби.


Его взгляды на сущность и строение мира были близки платоновскому учению об идеях. Мир для Аль-Фараби представляется как девять заключенных друг в друге сфер – небосводов, обладающих душами, которые заставляют эти сферы вращаться вокруг Земли и которые в свою очередь получают энергию от первоисточника, т.е. от Бога. Движение и соприкосновение сфер рождают четыре основных элемента: воду, воздух, огонь и землю. Комбинация этих элементов образует тела. Тела состоят из формы и первичной материи, которая вечна и не зависит от Бога, хотя он и есть первопричина бытия.

Теория познания.

Средством познания бытия являются науки, которые Аль-Фараби делит на теоретические и практические (этика, политика). Первенство в науках принадлежит логике, так как именно она позволяет отличать истинное знание от неистинного, являясь основой разума.

Закон противоречия – основной закон логики, но в процессе познания Аль- Фараби, так же как и Аль Кинди, выделяет две ступени познания: чувственное познание (ощущение), отражающее разные стороны бытия и рациональное мышление, отражающее сущностные стороны бытия.

Таким образом, чувственное познание отражает внешние, изменчивые свойства предметов, а рациональное – сущность предметов, их субстанциональные особенности.

Теория познания Аль Фараби непосредственно связана с его учением о душе. Именно она обладает способностью чувствовать и мыслить. Душа и тело у Аль Фараби непосредственно связаны между собой, душа появляется и умирает вместе с телом. У Платона душа – бессмертна, поэтому у Аль Фараби познание – это не воспоминание души в ее прежнем бестелесном состоянии, а постижение природы на основе органов чувств.

Социальный идеал Аль Фараби изложен в его работе «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Аль Фараби считает, что общество должно существовать без войн и насилия, граждане не должны порабощать друг друга, их отношения должны строиться на дружбе, взаимопомощи и доверии. И хотя общество разделено на слои, отношения между ними должны строиться на социальной гармонии (согласии). Таким обществом может управлять только просвещенный монарх.

Идеи Аль Фараби оказали сильное влияние на развитие философских и социальных идей стран Востока. Под влиянием его философии формировалось мировоззрение видных философов Востока: Ибн Сины, Ибн Баджи, Ибн Рушда и других.

avicenaИБН СИНА АБУ АЛИ (980 – 1037гг.), врач, естествоиспытатель, поэт народов средней Азии, родился близ Бухары.

В Бухаре прошла его юность, и началась научная и врачебная деятельность. Авиценна (его латинизированное имя) выражал прогрессивные идеи своего времени, стремился возродить интерес к научному познанию вообще и в частности к изучению природы. Опираясь на философию Аристотеля, он стремился освободить науку от влияния богословия.


Его основные сочинения: «Медицинский канон», состоящий из 5 частей, и «Книга исцеления», содержащая 18 частей, получили широкое распространение на Востоке и в Европе. Они были написаны на родном языке Авиценны – дари, на котором говорили предки современных таджиков. Чтобы Европа могла ими пользоваться, книги были переведены на латинский язык. Еще одно сочинение Ибн Сины пользовалось большой популярностью «Даниш-Намэ», это была краткая философская энциклопедия 10 века, название можно перевести как «Книга знаний».

Онтологические представления:

Философские взгляды Ибн Сины противоречивы: материализм смешивается с теологией. Мир, полагает он, возникает путем эманации, т.е. истечения божественной сути, но существует он по строгим законам природы. Мир материален и вечен, как и сам Бог. Бытие не имеет границ и его познание разделяется на субстанцию (познание сущности) и акциденцию (познание случайных свойств). Источник существования субстанции нужно искать в самих предметах, субстанция – это сущность природы, акциденции - проявляют себя в связях между предметами.

Авиценна отрицает существование абстрактной формы материи, он пишет: «...телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи». Движение потенциально содержится в материи, объяснить его «толчком» невозможно. «Движение есть видоизменение тела, которое происходит постоянно...»

В природе царит естественная закономерность, и все явления причинно обусловлены, т.е. взаимосвязаны между собой на основе объективной закономерности. Это положение в философии называется – детерминизмом.

Теория познания.

Ибн Сина большое внимание уделяет теории познания, развивая и популяризируя логическое учение Аристотеля о методах доказательства, суждениях и силлогизме. Силлогизм это умозаключение, в котором два суждения связаны между собой общим средним, и третье суждение выводится из первых двух. Авиценна создал оригинальную классификацию наук, разделив их на практические и теоретические. Практические, трактуют поведение человека, теоретические – исследуют природу ради получения истинного знания. В свою очередь, теоретические науки он делит на «чистые» - учение о материи, и прикладные – медицина, астрономия и т.п. «Чистой» науке он придавал особое значение, оценивая ее гораздо выше, чем прикладные.

Авиценна выдвигал положение о раздельном существовании религии и философии, о независимости человеческого разума от догматов церкви.

В социальной жизни он требовал справедливости, которую почитал высшим благом и украшением человеческих поступков. Его работы по медицине считались важным руководством для врачей на протяжении пяти веков.

Врач, который лечил В.И. Ленина, пользовался работами Авиценны.


ibn-rushdИБН РУШД (1126 - 1198 гг.), арабский мыслитель, развивавший материалистическую сторону учения Аристотеля. Родился в Испании, служил судьей, работал придворным врачом эмира Юсуфа. За свободомыслие был изгнан из Испании и умер в Марокко.

Большинство его произведений являются комментариями к произведениям Аристотеля. Он создал новый тип комментария, ставший впоследствии традиционным. Аверроэз (латинизированное имя Ибн Рушда) сохраняет авторский текст, а комментарии к тексту пишет отдельно.

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ.

Ибн Рушд был основателем философского учения аверроизма. Он твердо стоял на материалистической позиции, и считал, что мир не сотворен Богом. В основе его лежит первоматерия, которая несотворима и неуничтожима. Бог и материя появились вместе, и задача Бога – превратить потенциальные формы материи в действительные.

Движение, как и первоматерия, вечны и неуничтожимы. Время доступно измерению благодаря движению, которое существует как изменяющиеся во времени стадии: возникновение, изменение, разрушение. В природе царит строгая закономерность. Ибн Рушд отводит в природе место для Бога, как первосоздателя, а затем природа живет по своим законам. Такая точка зрения получила название ДЕИЗМА, в европейской философии особенно широко была распространена во времена Просвещения.

«Бог лишь чистый разум, а не волевое начало»,- утверждает Ибн Рушд.

По своей философской сути это была материалистическая обработка учения Аристотеля, хотя и включала элементы неоплатонизма и восточных религиозных традиций. В учении о «едином интеллекте» Ибн Рушд выступил как объективный идеалист, но индивидуальное сознание он понимал материалистически. Жизнь души он тесно связывал с телом, утверждая, что бессмертие души и загробная жизнь – всего лишь фикция. О бессмертии можно говорить только лишь как о бессмертии человеческого рода. Бессмертен всеобщий человеческий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни всех поколений.

Благодаря всеобщему человеческому разуму человечество может созерцать абсолютную истину. Ибн Рушд стремится освободить науку от религии, так как у науки и у религии разные истины. Это положение о двойственной истине получит дальнейшее развитие у его последователей – аверроистов.

Аверроэз считает чувственное познание совершенно необходимым, так как из него извлекается знание об общем. До этой общей истины и абсолютного знания доходит только интеллектуальная верхушка общества, а народу следует внушать образную веру.

Ибн Рушд ратовал за справедливое общество, требовал равноправия для женщин и их участие в государственных делах.

Творчество Ибн Рушда давало основание для развития в Западной Европе антицерковных, атеистических и материалистических настроений. Продолжатели его учения – аверроисты, составили открытую оппозицию догматическому католицизму.


omar-khayamОМАР ХАЙЯМ (1048 - 1123 гг.)

Жизнь и творчество великого персидского и таджикского поэта, ученого Омара Хайяма составила целую эпоху в мировой науке и культуре. Он был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого многогранного таланта. С подлинной страстью поэта он работал в области естественных и гуманитарных наук, занимался философией, логикой, медициной, историей, географией, языкознанием.

Математику и астрономию своего времени Хайям поднял на новый уровень рационального познания, объяснил связь науки и философии. Современники называли его гением в различных областях науки и культуры.

Его поэтические произведения - рубаи - представляют собой маленькие философские поэмы, в которых раскрывается полнота жизни, оптимизм и радость человека, умеющего ценить минуты отдыха и расслабления. Эта восточная мудрость выражена в гениально лаконичной форме – рубаятах:

 

Приход наш и уход... Загадочны их цели,
Все мудрецы земли осмыслить не сумели,
Где круга этого начало, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем от селя?

Я в этот мир пришел...Богаче стал ли он?
Уйду, великий ли потерпит он урон?
О, если б кто-нибудь мне объяснил:
Зачем я из праха вызванный, вновь стать им обречен?

Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом предложенный, прими,
Из рук же дурака – не принимай бальзама.

По своему мировоззрению Хайям принадлежал к суфизму, моральные идеалы которого напрямую были связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством, совестливостью, утверждением добра, любви и неприятием зла. Для многих мусульманских народов суфизм стал неотъемлемой частью их духовной культуры.

О, небо, к подлецам щедра твоя рука,
Им бани, мельницы и воды арыка,
А тем, кто чист душой – всего лишь корка хлеба,
Такое небо, - тьфу, не стоит и плевка.

Когда б я властен был над этим небом злым,
Я б сокрушил его и заменил другим,
Чтоб не было преград стремленьям благородным
И человек мог жить тоскою не томим.

Хайям принимал активное участие в решении проблем, которые находились в центре внимания, как ученых Востока, так и Запада.


Знаменитый спор философов об универсалиях, в котором Хайям принимал активное участие, позволил ему создать стройную гносеологическую концепцию. Он высказал свое мнение по поводу образования общих понятий на основе абстрагирования и обобщения, о роли методов в научном познании... Целью рационального познания он считает постижение сущности вещей, но возможно это только после того, как будет пройдена ступень чувственного познания. Хайям стоял в споре об универсалиях на позиции номиналистов, утверждая, что общее существует как свойство отдельных предметов и отражается в мыслях человека. Сущность предметов выражается в универсалиях, а явления мы воспринимаем органами чувств. Сущность нуждается в доказательстве, и научное познание возникает в результате познания единичных предметов на основе индуктивного метода.

Онтологические представления Омара Хайяма были по своей сущности материалистическими: он считал, что природа существует сама по себе, независимо от нашего сознания, что материя и форма едины и никакими сверхъестественными свойствами не обладают.

Заслуга Хайяма состоит не только в том, что он выступает как критик всей идеалистической философии, но и в том, что его теория познания до сих пор не утратила своего значения. Его мужество как человека, как ученого в решении социальных проблем своего времени, нравственных устоев общества заслуживают восхищения.

Самостоятельная работа

1. Базовые понятия к теме № 6:

  • Коран
  • Истина в Коране
  • Основные добродетели в Коране
  • Перипатетики
  • Фальсафа
  • Калам
  • Мутазилиты
  • Суфизм
  • Перипатетики
  • Прасубстанции у Аль-Кинди
  • Материализм Аль-Кинди
  • Познание истины
  • Значение истины у Аль-Кинди
  • Вторым Аристотелем называли ...
  • Четыре элемента, из которых создаются все вещи у Аль-Фараби
  • Теория познания у Аль-Фараби
  • Социальный идеал аль-Фараби
  • Латинизированное имя Ибн Сина –
  • Основные книги по медицине: ...
  • Краткая философская энциклопедия Ибн Сины называлась ...
  • Онтологические взгляды Авиценны...
  • Классификация наук у Ибн Сины...
  • Латинизированное имя Ибн Рушда
  • Онтологические взгляды ...
  • Существование души
  • Бессмертие у Ибн Рушда...
  • Двойственная истина
  • Социальные взгляды Ибн Рушда
  • «Гений в разных областях культуры».. ...
  • Суфистские взгляды Омара Хайяма
  • Цель познания у Хайяма
  • Социальные взгляды Хайяма...
  • Онтологические взгляды Хайяма ...


2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Победа ислама в борьбе с язычеством принесла новую форму организации общественной жизни. Какую?
  2. Перечислите прогрессивные черта ислама, изложенные в Коране...
  3. За что мутазилиты критиковали Коран?
  4. Кого называют «перипатетиками»?
  5. Cуфистская концепция единства и единственности бытия означает ...
  6. Перечислите прасубстанции Аль Кинди...
  7. Онтологические взгляды Аль Кинди...
  8. На какие виды Аль Кинди делит познание?.
  9. Аль Кинди о философии...
  10. Кого в арабском мире называли «вторым Аристотелем»?
  11. Онтологические взгляды Аль Фараби ...
  12. Теория познания
  13. Социальный идеал Аль Фараби ...
  14. Кто по профессии был Авиценна?
  15. Перечислите труды Ибн Сины ...
  16. Противоречия в онтологической концепции Ибн Сины
  17. Теория познания. Положение о раздельном существовании религии и философии...
  18. Бытие у Авиценны как единство субстанции и акциденции
  19. В чем проявилась новизна комментария Ибн Рушда?
  20. Основные положения аверроизма о происхождении мира...
  21. Как Ибн Рушд понимает Бога?.
  22. Что такое деизм?
  23. Теория познания Ибн Рушда. В чем суть двойственной истины?
  24. Социальные взгляды Ибн Рушда.
  25. Рубаи Омара Хайяма – маленькие философские поэмы.

3. ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО ТЕМЕ № 6.

  1. Возникновение и особенности арабо-мусульманской философии.
  2. Характеристика основных конфессий ислама: суннизм и шиизм.
  3. Особенности религиозно-философской мысли суфизма.
  4. Судьба и философские взгляды Аль-Кинди – «философа арабов».
  5. Аль-Фараби, его философские взгляды и значение для арабской и мировой философской мысли.
  6. Научные и философские взгляды Ибн Сины (Авиценны).
  7. Философские взгляды Ибн Рушда, учение о двух истинах. Аверроизм, развитие идей Ибн Рушда.
  8. Философское, научное и литературное творчество Омара Хаяма.
  9. Значение арабоязычсной философии в истории мировой философской мысли.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антология мировой философии. Т.1, часть вторая, М., 1969.
  2. Коплстон Ф. История средневековой философии. М.,1997.
  3. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.,1973.
  4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  5. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1087.
  6. Сагадаев А.В. Ибн Рушд. М., 1973.
  7. Терновский В.С. Натурфилософия Ибн Сины. М., 1980.
  8. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903.
  9. Касабек А., Касабек С. Поиски истины. Алматы, 2000.
  10. Гафуров Б.А., Касымжанов А.Г. Аль Фараби в истории культуры. М.,1975.
  11. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
  12. Словарь философских терминов. М., 2004.
  13. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М.,1983.

P.S. Тема предлагается для самостоятельного изучения. Студенты могут сдать ее устно, отвечая на вопросы преподавателя. Или в письменной форме, написав доклад по предложенной тематике.